Основы рукопашного боя

  1. Общие понятия

Непосредственно рукопашный бой не должен являться самоцелью. Необходимо не только победить в рукопашной схватке, но ещё и выполнить поставленную задачу. Следовательно, надо уметь вести рукопашный бой с минимальными энергозатратами.

Вопросы, связанные с минимальными энергозатратами, во время выполнения каких-либо работ или действий, с оптимизацией деятельности человека изучает наука – эргономика.

Эргономика научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, связанной с использованием технических средств (машин). Человек, машина (средство) и среда рассматриваются в эргономике как сложное, функционирующее целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку.

Эргономика решает задачи рациональной организации деятельности людей в системе «человек-машина-среда» (СЧМ), целесообразного распределения функций между человеком и машиной (техническим средством), определения критериев оптимизации СЧМ с учётом возможностей и особенностей работающего человека (группы людей).

Рациональным называется тот вариант техники или тактики, который является наилучшим для большинства людей в определенной группе.

Оптимальным называется наилучший вариант из всех возможных. У каждого человека – свой, индивидуальный, оптимальный вариант.

Соединение компонентов: человека, технических средств, рабочей среды – создаёт антропотехническую систему, которая приобретает новые возможности и свойства. Среди них, прежде всего, гибкость, адаптивность, обучаемость, способность решать творческие задачи, способность осуществлять действия в условиях неполной информации и без точно предписанных алгоритмов.

  1. Общие эргономические требования

Ведение рукопашного боя будет происходить в определённом пространстве. В этом пространстве будет проходить весь комплекс действий, характерный для рукопашного боя, а именно: передвижения, действия с оружием, физический контакт с противником и другое. Естественно, что при физическом контакте вероятны различные удары, в т.ч. ногами и руками, и защитные действия ногами и руками.

В эргономике, при рассмотрении рабочего пространства, в котором задействованы движения рук и ног, различают зоны досягаемости, оптимальной и лёгкой досягаемости.

Зона досягаемости – это часть рабочего пространства, ограниченная дугами, описываемыми максимально вытянутыми руками при движении их в плечевом суставе, и максимально вытянутыми ногами при движении их в тазобедренном суставе.

Зона лёгкой досягаемости – часть рабочего пространства ограниченная дугами, описываемыми расслабленными руками при движении их в плечевом суставе, и расслабленными ногами  при движении их в тазобедренном суставе.

Оптимальная зона досягаемости – часть рабочего пространства, ограниченная дугами, описываемыми предплечьями при движении в локтевых суставах, голенями при движении в коленных суставах.

Важным критерием является угол обзора. При рассматривании объектов сложной конфигурации, а также при восприятии объёмного и перспективного изображения оптимальный угол обзора в горизонтальной плоскости составляет 30-40о. Для восприятия плоского изображения со сравнительно простой информацией рекомендуется угол обзора 50-60о, охватывающий зону неясного различения формы (в пределах этого угла наблюдатель замечает происходящие изменения периферическим зрением). Предельный угол обзора при одновременном движении глаз и головы составляет 180о. Однако при отображении информации с требованиями высокой скорости её обработки допустимый угол обзора составляет 90о.

В вертикальной плоскости оптимальный угол обзора составляет 0-30о по отношению к горизонтали (15о вверх и 15о вниз от нормальной линии взора).

Нормальная линия взора соответствует наиболее удобному положению глаз и головы при рассматривании объектов и располагается под углом 15о вниз от горизонтальной линии взора. Максимальный угол обзора в вертикальной плоскости при повороте только глаз составляет 70о, при одновременном движении глаз и головы предельный угол видимости составляет 90о вверх и 55о вниз от горизонтали.

При ведении рукопашного боя необходимо предусматривать рациональное положение тела, которое должно быть удобным и свободным. По данным биомеханики «положение тела» определяется его ориентацией и местоположением в пространстве, а также отношением к опоре. Каждое из положений характеризуется определёнными условиями равновесия, которые определяются в основном величиной площади опоры, положением общего центра тяжести по отношению к площади опоры. Кроме того, каждое из этих положений характеризуется определённым взаиморасположением звеньев опорного аппарата, степенью напряжения мышц, положением внутренних органов, состоянием кровеносной и дыхательной систем и, следовательно, расходом энергии.

Необходимо знать, что устойчивое положение тела выгодно с энергетической точки зрения. В этом положении момент силы тяжести равен нулю, и нет необходимости компенсировать его мышечными усилиями.

В рукопашной схватке возникают различные положения тела. В каждом из положений можно различать бесчисленное количество поз.

Поза это взаимоотносительное расположение звеньев тела, независимое от ориентации и месторасположения тела в пространстве и его отношения к опоре. Когда речь идёт о физической деятельности, термин «поза» употребляется как наиболее частое и предпочтительное взаиморасположение частей тела при выполнении двигательных операций.

Наиболее естественное положение для человека – это положение «стоя». Его поддержание обеспечивается наличием ряда анатомо-физиологических особенностей тела человека: изгибы позвоночного столба и определённый угол наклона таза (40-45о) способствуют равномерному распределению силы тяжести тела и мышечной тяги, хрящевые межпозвоночные диски амортизируют толчки при движениях и обеспечивают подвижность позвоночника; взаимное расположение внутренних органов и их крепление также приспособлены больше к вертикальному положению. В этом положении человек имеет благоприятные условия для зрительного обзора, передвижения и сенсомоторных  координаций. Нормальной позой в положении «стоя» можно считать такую, при которой человеку не требуется наклоняться вперёд больше, чем на 15о, следует избегать длительно фиксированных поз при действиях стоя.

Если человек хочет передвигаться с минимальными энерготратами, он должен изменить («переключить») нагрузку или скорость с одних групп мышц на другие в соответствии с меняющимися условиями и собственным состоянием.

  1. Оптимизация движений

При рассмотрении действий в рукопашном бою необходимо учитывать следующие правила экономии движений:

-          при работе двумя руками движения их должны быть по возможности одновременными, симметричными и противоположными по направлению. Одновременность и симметричность движений обеспечивают равновесие всего корпуса, что облегчает выполнение действий;

-          движения должны быть простыми, плавными и закруглёнными. Для выполнения рабочей операции необходимо применять наименьшее количество движений;

-          траектория рабочих движений не должна выходить за пределы зон оптимальной и лёгкой досягаемости;

-          движения должны отвечать анатомической структуре тела и осуществляться по возможности в зоне зрительного контроля. Каждое движение должно заканчиваться в положении, удобном для начала следующего движения, причём последующее и предыдущее движения должны быть плавно связаны между собой;

-          движения должны быть не только простыми, но и ритмичными. Нельзя допускать слишком медленных или слишком быстрых ритмов. При этом следует иметь в виду, что так называемые «неритмичные» движения- это не лишённые ритма движения, а движения либо с отклонениями от заданного ритма, либо нерациональные движения, что отражается на ритме;

-          необходимо создать условия, при которых для преодоления слабых сопротивлений использовались бы малые мышечные группы, а при наличии значительных препятствий включались в действие большие группы мышц;

-          с целью уменьшения мышечной работы в максимально возможной степени должна использоваться кинетическая энергия объекта работы.

Для обеспечения рациональных рабочих движений из двигательного действия необходимо исключить лишние малоэффективные и утомительные движения, вызывающие преждевременное утомление и выбирать из всех возможных движений наиболее короткие по траектории и требующие минимальных усилий.

При подготовке к рукопашному бою следует учитывать некоторые, обусловленные физиологическими, психологическими и анатомическими особенностями человека правила и положения, касающиеся скорости и точности движений и экономии усилий.

Скорость движений:

-          там, где  требуется быстрая реакция, движение к себе предпочтительнее;

-          в горизонтальной плоскости скорость рук быстрее, чем в вертикальном направлении, наибольшая скорость движений сверху вниз, наименьшая от себя- снизу вверх;

-          скорость движений слева направо для правой руки больше, чем в обратном направлении;

-          скорость движения правой руки больше, чем левой;

-          скорость движения под углом к вертикальной и горизонтальной плоскости меньше, чем в этих плоскостях;

-          вращательные движения быстрее, чем поступательные;

-          плавные криволинейные движения рук, ног осуществляются быстрее, чем прямолинейные с внезапным изменением направления;

-          скорость движения уменьшается с увеличением нагрузки;

-          движения одной рукой совершаются с наибольшей скоростью под углом 60о к плоскости симметрии, двумя руками- под углом 30о;

-          максимальный темп вращательных движений- 4.0-4.8. об/с, нажимных движений для ведущей руки- 6,6 нажимов в 1с., для не ведущей- 5,3 нажима в 1с.. Максимальный темп ударных движений- от 5 до 14 уд/с., оптимальный для длительной работы 3,5-5,0 уд/с..

 

Точность движений:

-          наибольшая точность движений достигается в горизонтальной плоскости в зоне, расположенной на расстоянии 15-35 см от средней линии тела, при амплитуде движения в локтевом суставе 50-60о;

-          точность попадания рукой в заданную точку составляет 15-20 см в средней зоне ниже груди и 30-40 см в крайних зонах;

-          при работе вслепую в горизонтальной плоскости короткие расстояния человеком преувеличиваются, а длинные преуменьшаются, в вертикальной плоскости – преувеличиваются;

-          наиболее точно оцениваются движения с амплитудой 8-12 см;

-          пространственная точность движений при небольшой нагрузке (до 25% максимального усилия) наилучшая, при значительных усилиях снижается;

-          для вращательных движений наилучшая точность при скорости 140-200 об/мин., для ударных- 60-70 движений в минуту.

Экономия усилий:

-          сила, развиваемая рукой, зависит от её положения: давление и тяга сильнее при движении руки перед корпусом, чем при движении сбоку;

-          если при работе используются обе руки, то следует учесть, что сила правой руки больше, чем в левой, на 10% для сгибателей пальцев и на 3-4% для сгибателей и разгибателей предплечья;

-          максимальные усилия в положении стоя развиваются на уровне плеча, в положении сидя- на уровне локтя;

-          наибольшая сила в положении стоя развивается движением на себя;

-          сила давления больше при согнутой руке, чем при вытянутой;

-          сила тяги по горизонтали больше при движении перед собой, чем при движении сбоку;

-          в положении стоя давление сильнее, чем тяга;

-          сила сгибателей предплечья больше при согнутой, чем при вытянутой руке;

-          сила вращения руки зависит от её положения и направления вращения – при повороте внутрь развивается более значительная сила, чем при обратном движении.

Кроме этого выявлено, что движения организуются не только пространственно, но и музыкально, подчиняясь определённому ритму. Примечательно, что круговая (дуговая) линия в большей степени обеспечивает непрерывность ритма и подчинённость движения определённой ритмической структуре. Поэтому в определённых случаях не самое скорое движение – самое рациональное и не самое короткое движение- тоже самое рациональное.

  1. Ритм и деятельность человека

Ритм является кардинальным свойством природы, формой движения материи. В нашей стране пионером хронобиологии был ленинградский физиолог Н.Я. Пэрна. Он раскрыл ритмическую структуру психоэмоциональной жизни человека и показал значение биоритмов для творческой деятельности.

Основоположник учения о биосфере В.И. Вернадский подчёркивал “всюдность” ритмики – от атомов до галактик. Родоначальник гелиобиологии В.Л. Чигиевский также считал, что каждый атом живого резонирует на соответствующие колебания в природе.

Ритм универсален и проявляется на всех уровнях организации биосферы. Однако, характер проявления основных свойств жизни (обмен веществ, энергии, информации) на любом уровне имеет качественные особенности и собственную упорядоченность. Поэтому в процессе эволюции установилась определённая структура взаимодействия систем разного рода и ранга между собой и внешней средой во времени и пространстве.

Представление об уровнях организации жизни имеет прямое отношение к пониманию биологических ритмов. Системный подход позволяет смотреть на организм и его биоритмы как на единый, но в то же время весьма сложный иерархический механизм, где все части тонко “подогнаны” между собой и взаимодействуют с окружающей средой.

Биологическим ритмом называют равномерное чередование во времени различных состояний организма, биологических процессов или явлений. Но не всякое повторяющееся явление может быть названо биоритмом. Биоритм – это самоподдерживающийся и, в известной мере, автономный процесс.

Ритмичность работы организма тесно связана с колебаниями энергетических процессов, причём это свойство присуще как растениям, так и животным. Отсюда и универсальность ритмики живого, её прогностическая направленность.

Биоритмология тесно смыкается с физиологией труда и эргономикой. Ещё в древности люди поняли важность ритмической организации труда. При постройке пирамид египтяне подчиняли музыкальному ритму свои движения. Неразрывны были труд и песня на Руси.

Современная жизнь отличается ускоренными темпами механизацией многих трудовых процессов, автоматизацией трудоёмких и сложных производственных операций и т.п. По мере роста технической оснащённости производства резко возрастают его эффект и ценность каждой рабочей минуты; с учётом этого строится научная организация труда, которая невозможна без хронобиологических исследований.

Это касается как ручных операций, так и работы с автоматами. Л.Н. Толстой в романе “Анна Каренина” так описывал состояние Левина во время покоса: “и чаще, и чаще приходили те минуты бессознательного состояния, когда можно было не думать о том, что ты делаешь. Коса резала сама собой... В середине работы на него находили минуты, во время которых он забывал то, что делал, ему становилось легко, и в эти же минуты ряд его выходил ровен и хорош… Но только он вспоминал о том, что он делает, и начинал стараться сделать лучше, тотчас же испытывал всю тяжесть труда, и ряд выходил дурён”.

Всё это свидетельствует об экономической целесообразности подключения подсознательной ритмической организации движений. В свою очередь это важно для нас при подготовке военнослужащего к рукопашному бою, при развитии у него умения чувствовать свои ритм и ритм движения противника, умения подстраиваться к чужому ритму и, в конечном счёте, управлять им.

Выполнение каждой двигательной операции может быть быстрым или медленным. В первом случае человек скорее утомляется, а при меньшей напряжённости повышается эргономичность его движений. Повышение темпа движения даже на 5% может не иметь никаких отрицательных последствий для организма, но если изменится равномерность движения хотя бы на несколько процентов, то это сразу же скажется на состоянии выполняющего эти действия. Характер движений необходимо совершенствовать до тех пор, пока не будет найден наилучший ритм.

Фактор времени играет главенствующую роль в любом деле, в т.ч. и в рукопашном бою. Любая экономия сводится прежде всего к экономии времени. Что бы вы ни делали, важно время работы, важен её ритм и темп, поскольку они тут же сказываются на результатах этой работы.

От умения оценивать время зависит правильность планируемых действий, распределение нагрузки, порядка действий и предвидение возможных результатов.

При подготовке к рукопашному бою необходимо научиться лучше ориентироваться во времени, воспринимать сигналы и быстрее реагировать на них.

В эргономике сведения о биологических ритмах нужны и для обоснования и совершенствования производственных процессов. Они раскрывают некоторые стороны поведения человека в трудовой обстановке, его действия в системе “человек-машина”. Учёт биоритмов необходим при оптимизации работ в условиях искусственного навязывания человеку чужих ритмов.

Включение в методологию физической культуры и воспитания, в тренерскую работу и спортивную медицину биоритмологических данных является одним из важных звеньев увеличения надёжности достижений, в частности, спортивных. Для преодоления разницы в доли секунды одного желания победить мало, нужно соответствующее состояние организма в каждый данный момент. Конечно, оно достигается прежде всего тренировками. Но эффективность вырабатываемых на этих тренировках навыков и умений в нужный момент зависят от умения специалиста чувствовать и использовать биоритмологическую волну, её фазы, подъём (гребень) или спад.

Кроме этого необходимо учитывать и время суток. Известно, что к вечеру возрастает гибкость и даже несколько уменьшается рост человека. Максимум возбудимости и наивысшая мускульная сила, а также способность наиболее эффективно регулировать дыхание отличаются между 11-12 и 16-18 часами, минимумы этих функций наблюдаются около 8,10 и 14 часов. Время от 10 до 12 и от 17 до 19 часов в большинстве случаев совпадает с естественными подъёмами работоспособности. Всё это просто необходимо знать для тех, кто занимается рукопашным боем для того, чтобы правильно распределять время тренировок, энергозатраты на них, а также, чтобы знать на какие болевые зоны и точки и когда воздействовать во время рукопашной схватки.

Каковы энергетические основы биоритмов физической подготовленности организма? Поставщиком энергии в живом организме является глюкоза и её полимер – гликоген, животный сахар. В результате окисления глюкозы образуются углекислый газ и вода и освобождается энергия, за счёт которой и осуществляется мышечная деятельность и другие энергетические процессы в организме. Свободная энергия в результате “сгорания” глюкозы в клеточной топке запасается в особой химической форме молекул АТФ – аденозинтрифосфата. По первому требованию АТФ моментально отдают мышцам необходимую энергию.

При кратковременных физических нагрузках, скажем при нанесении удара, достаточно той энергии, которая запасена АТФ, но при длительном физическом напряжении убыстряются процессы окисления глюкозы – гликогена. В первую половину суток печень расходует запасённый ею углевод – гликоген, организм превращает его в простые сахара – главный источник энергии нашего организма. Гликоген и сахара быстро включаются в цикл окисления, выделяя много энергии, и не требуют дополнительных затрат на процессы энергообмена. Поэтому в первой половине дня мы можем сразу же включаться в работу и выполнить в короткие сроки значительную физическую и умственную нагрузку.

Во-второй половине дня печень начинает работать впрок, клетки её увеличиваются в объёме иногда в 2-3 раза. Создание энергоресурсов продолжается и в начале ночи. Поэтому максимум гликогена в печени приходится на 3 часа ночи. В 9 часов утра, когда мы приступаем к работе, в кровь поступает наибольшее количество сахара, чтобы быстрейшим образом можно было его сжигать в мышечных клетках.

После обеда в крови преобладают жиры. Эти поставщики энергии сгорают медленно, но зато обеспечивают выполнение большой по объёму работы. Из этого следует, что во второй половине дня целесообразно выполнять работу, которая требует изрядных энергозатрат (но не экстренного исполнения).

Закладка энергетических резервов происходит в основном ночью, причём в начале нарастает запас гликогена, а затем жиров. Порядок их расхода также имеет свои суточные особенности. Вечером человек обычно более подготовлен к продолжительной физической нагрузке, а утром легче выполняются кратковременные усилия. Прослеживается прямая зависимость состояния организма от времени суток. Поэтому необходимо учитывать время суток как при ведении рукопашного боя, так и в период подготовки к нему.

Однако, организм человека и его энергетические системы достаточно лабильны, чтобы при известных условиях, скажем, при изменении времени тренировок или эмоциональном подъёме, изменять свое энергетическое состояние.

В современном спорте для улучшения состояния спортсмена нередко применяют аутогенную тренировку, основанную на внушении определённых задач организму (как правило, расслабление, успокоение, снятие напряжения или, наоборот, взятие рекорда и т.п.). Такая психомышечная тренировка производится обычно при переходе от сна к бодрствованию и обратно, т.е. в переходные фазы суточного ритма. Именно с учётом этого для значительного ускорения процессов расслабления и оптимизации деятельности организма боксёров, улучшения их спортивной формы Л.И. Куприянович из Института гигиены труда и профзаболеваний АМН РФ использовал ритмические воздействия различных физических факторов (электротоки, свет, звук).

Однако, настоящий спортсмен, учитывая биоритмы, работает на пределе человеческих возможностей, а наша задача научиться, используя биоритмы, добиваться победы над противником при оптимальных энергетических затратах.

Говоря о биоритмах, нельзя, не сказать о их связи с искусством. Платон считал, что ритм и гармония особенно трогают душу, Аристотель также связывал ритм и эмоциональное состояние человека, отмечая, что ритм и мелодия содержат в себе отображение гнева и кротости, мужества и умеренности, а также прочих нравственных качеств. Все виды искусств, в т.ч. и боевые, своими ритмическими построениями воздействуют на психическое состояние, впечатляют, вызывают определённые эмоции и создают соответствующее настроение, стимулируя тем самым развитие творческих возможностей человека.

Музыкальный ритм есть соразмерность звуков во времени, отличающаяся особой их стройностью и последовательностью чередования.

Мы понимаем музыку как особую ритмическую организацию, которой присущи благозвучность, выразительность. Именно благодаря ритмическим приёмам меняется рисунок музыки, создаются определённые музыкальные образы.

Музыка – истинно ритмический раздражитель. С помощью музыки можно целенаправленно воздействовать на общественное самочувствие, настроение человека или коллективов людей, их здоровье.

Маршевая музыка, особенно военная, настроена на поднятие боевого духа. Совсем по другому звучат ритмы похоронного марша. Резко отличны от них ритмы колыбельных песен.

Благодаря особым ритмическим построениям мелодии мы можем отличить и национальный характер музыки. Использование музыки на занятиях по рукопашному бою помогает ускорить процесс обучения, правильно распределить физическую нагрузку обучаемых, настроить на обработку различных учебных вопросов и т.п.

Танец – древнейший вид искусства. Под стук палок и дробные звуки барабана первобытные люди совершали ритмические движения головой, телом, ногами и руками. Используя совпадение внутренних колебаний своего организма с ритмом музыки или напева и танца наши предки могли “войти” в состояние боевого транса, выполнять различные движения с огромной скоростью (работать на сверхскоростях), понижать или повышать порог чувствительности.

Близок музыкальному ритму и стихотворный ритм. Но нас интересуют ритмы искусства не сами по себе, а в связи с психофизиологической ритмикой труда и жизни.

Трудовые ритмы возникли в процессе осознанного и активного соприкосновения человека с природой. Люди приспосабливались к циклам окружающей среды, к ритмам собственного организма, чтобы меньше уставать. Великий Гёте говорил, что ритм усиливает связи человека с действительностью.

“Я не знаю, существует ли ритм вне меня или только во мне, скорее всего – во мне. Но для его пробуждения должен быть толчок – так от неизвестно какого скрипа начинает гудеть в брюхе у рояля, так, грозя обвалиться, раскачивается мост от одновременного муравьиного шага”, – рассуждает В. Маяковский.

Сущность ритма – упорядоченность во времени различных форм движения.

Исследователь утверждают, что ритм весьма различен по восприятию его человеком. Он может быть безжизненно монотонным, но может быть и сигналом для тончайших переживаний, стимулом эмоциональных реакций и одним из организующих моментов творческого процесса. Подчас нарушение ритма воспринимается нами исключительно остро, что свидетельствует о глубокой связи психоэмоциональной структуры личности с ритмикой окружающей среды.

Н.Я. Пэрна в своих исследованиях о биоритмах исходил из того, что ритмичность присуща всем без исключения жизненным явлениям, в т.ч. и психической деятельности человека, которую можно рассматривать как ряд параллельно текущих волнообразных процессов, часто не совпадающих между собой. Он впервые высказал идею о связи ощущения времени с биоритмами и зависимости течения земного (“мирового”) времени и космических ритмов.

Известный психолог и психотерапевт В.Л. Леви советует: “Проникнитесь идеей о естественности колебаний волевого тонуса…Подлавливайте хорошее время и ценно выкладывайтесь…Быть может, изменятся ваши ритмы, когда появится возможность рассчитывать и управлять ими”.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Знание эргономики необходимо для качественного изучения дисциплины «Рукопашный бой».
  2. С целью научения обучаемого экономично производить энерготраты в РБ, на занятиях по рукопашному бою необходим учёт эргонометрических параметров системы «СЧМ».
Мы используем куки

Некоторые из них необходимы для работы сайта, в то время как другие помогают нам улучшить удобство использования сайта (отслеживающие файлы cookie). Решите для себя, хотите ли вы разрешить использование файлов cookie или нет. Обратите внимание, что если вы их отклоните, то не сможете использовать все функции сайта.