Если бы существовала абсолютно правильная методика и единственно верный путь обучения стрельбе, то не было бы столько различных направлений стрельбы и стрелковых школ. Свой взгляд на стрельбу имеется в Системе боевой русской «СБОР».
Сама стрельба неоднородна по своему содержанию. Иногда требуется очень точный выстрел, который можно сделать только из статичного положения. Иногда, в особенности на ближней дистанции необходима скорость стрельбы и динамичное перемещение стрелка, при этом точностью можно пренебречь. Иногда требуется создать плотность огня на определённом участке в определённое время, при этом о метком огне и необходимости перемещения стрелка речи не идёт.
Всё это требует различных двигательных навыков и мышечных реакций. Но, прежде чем говорить о них и о производстве выстрела следует напомнить, что выстрел рождается в голове стрелка. Мысль определяет выстрел. Поэтому так важно, что происходит у стрелка в голове.
Мышление при стрельбе
Посмотрим на проблему в плоскости мышления. Мышление — это процесс переработки информации, поступающей в мозг через органы чувств (зрение, слух, кинестетические ощущения, обоняние), а также изнутри организма. В результате переработки наш биокомпьютер (центральная нервная система) «выдает» команды в виде импульсов, «бегущих» по нервной сети и управляющих всеми нашими движениями, действиями, поступками. Выделяют 3 вида мышления:
- Наглядно-действенное, основанное на интенсивном и разнообразном манипулировании собственным телом, а также предметами окружающего пространства;
- Наглядно-образное, основанное на эмоционально- чувственном восприятии предметов и явлений «вне» и «внутри» организма;
- Абстрактно-логическое, понятийное, знаковое мышление, основанное на отображении причинно-следственных связей, тесно связанное с памятью о прошлом, предвидением будущего и осознанием самого себя.
Легко понять, что наглядно-действенное и наглядно-образное мышление наиболее существенны для стрельбы. Ведь стрельба производится через манипуляции телом и эмоционально-чувственное восприятие. Но если стрелок будет задействовать в этот момент абстрактно логическое мышление и проговаривать хват оружия, нажатие на спусковой крючок, работу частей и механизмов оружия, стадии выстрела, результат стрельбы, ничего хорошего не выйдет. Дело в том, что на абстрактно-логическом (словесном) уровне, мышление успевает переработать не более 100 единиц информации в секунду, тогда как на образном и сенсомоторном (двигательном) уровнях — до десяти миллиардов единиц! Благодаря этому, практически мгновенно запускается нужная двигательная реакция. Вот почему стрелок производит правильный выстрел, прежде чем сам успевает подумать об этом. Однако выбор тех или иных манипуляций с оружием наш биокомпьютер может осуществлять лишь из числа тех, которые «закодированы» в психике. Чтобы «загнать» их туда, требуется многократная отработка действий в похожих, но все же различающихся деталями ситуациях.
Абстактно-логическое мышление отражает закономерности и причинно-следственные связи. Это понятийное мышление. С помощью него определяется важность целей, порядок их поражения, маршрут перемещения стрелка. Такое мышление задействуется перед стрельбой. Непосредственно при стрельбе оно скорее помеха.
Любое обучение непосредственно связано с абстрактно-логическим мышлением. Изучение системы СБОР не является исключением. Формирование методологии целиком зависит от этого мышления. Так плохая методика преподавания и тренировки может привести к закреплению неправильных мыслительных форм и двигательных навыков.
Хотим мы этого или нет, но в человеческом мозгу существует функциональная асимметрия. Функцией левого полушария является оперирование словесно-знаковой информацией, а также чтение и счет. Например, уяснение задачи перед стрельбой, и порядка выполнения упражнения. Функцией правого — оперирование образами, ориентация в пространстве, координация движений, распознавание сложных объектов (например, целей на поле боя, положения мишеней на стрельбище) и т.д. При этом различия между полушариями определяются не тем, какой материал они получают от органов чувств, а тем, как они его используют (перерабатывают). Левое полушарие «заведует» абстрактно-логическими способами переработки, правое – наглядно-образными и наглядно-действенными. Левое работает прерывисто (дискретно) и последовательно (поэтапно). Правое перерабатывает информацию одновременно (симультанно) и синтетически, мгновенно «схватывая» многочисленные свойства объектов восприятия в их целостности, нерасчлененности. Работа правого полушария, позволяет человеку ощущать себя «здесь» и «сейчас», в конкретной данности происходящего в текущий момент времени. Поэтому усиление его активности и доминирование над левым, как бы раздвигает рамки ощущения времени, «продлевает мгновение». Внешне это выражается в ускорении ответных реакций тела. Иными словами, автоматизм действий в динамичной стрельбе требует предварительной наработки определенных «клише» (матриц) движений. Например, выхватывания оружия их кобуры, положений для стрельбы, способов перемещения, удержания оружия и т.д. Такие клише тренированный человек может «выдавать» практически мгновенно после общего опознания характера ситуации. Установлено, что на опознание ситуации, осуществляемое правым полушарием, требуется всего лишь 60 миллисекунд, тогда как ее поэлементный анализ (работа левого полушария) занимает 320 миллисекунд.
Из всего сказанного следует ясный вывод: для успешного ведения динамичной стрельбы стрелку надо активизировать (усилить) функции правого полушария и ослабить, «притормозить» деятельность левого.
Поэтому, всякий раз, когда стрелок пытается понять ситуацию на огневом рубеже в деталях, опоздание в действиях неизбежно. Только воспринимая ситуацию в целом, на основе ранее отработанных и «закодированных» в подсознании действий, стрелок успевает выдать ответную реакцию в кратчайший промежуток времени.