Общаясь с человеком, мы часто ставим перед собой определенные цели – что-то выяснить, чего-то добиться.
Причем это происходит независимо от стиля общения: будь он нарочито грубый или крайне тактичный и обходительный – цели всегда существуют и пытаются диктовать нам как себя вести. Сложность в том, что и с противоположной стороны также присутствуют конкретные цели и мотивы. Как обыграть собеседника? И желательно, не обидив его, то есть не вызвав ответную агрессию, что осложнит решение задачи. Поэтому стоит придерживаться следующих правил:
- Не извиняйтесь за то, что вы обращаетесь к партнеру с просьбой, чтобы избежать уступчиво принизительную форму общения. Начиная фразу с извинения, вы тем самым сообщаете партнеру, что в вашей просьбе есть что-то неудобное или невыгодное для него. Т.е. извинение с самого начала несет в себе ожидание негативной реакции со стороны оппонента. И есть большая вероятность получить ее в ответ на свое предложение.
- Берите на себя ответственность, не сваливайте вину на других или обстоятельства, в противном случае, собеседник начнет сомневаться в вашей способности реально оценивать события.
- Помните о самоконтроле, когда начинаете чувствовать раздражение или нетерпеливость. Как только вы начинаете проявлять признаки раздражения, партнер начинает ожидать от вас отрицательной защитной реакции, что создаст благодатную почву для нового витка конфликта.
- Не нужно недооценивать интеллект партнера. Никогда не считайте себя умнее собеседника. Вы не сможете до конца скрыть покровительственную снисходительность к партнеру, если она «сидит» у вас в голове. Она будет передаваться невербальными признаками вашего поведения.
- Не загоняете собеседника в угол. Давая партнеру маневр, позволяя ему отступить, сохраняя свое лицо и чувство собственного достоинства, вы ничего не теряете, а только приобретаете или укрепляете психологический контакт, доверие к себе.
- Уходите от открытой конфронтации. Воздерживайтесь от преждевременного оказания психологического воздействия, вступления с партнером в ситуацию спора.
- Не предпринимайте попытки уйти от неприятной темы, прерывая диалог, удаляясь из комнаты, игнорируя обращенные к вам слова, сбивая с толку собеседника или давая показательный обет молчания.
- Негативные ярлыки и личные оскорбления порождают обиду и негодование. Постоянные упоминания о недостатках человека лишают его веры в себя, регулярное упоминание действительной или мнимой черты характера может привести к ее появлению или усилению.
- Прямые обвинения и попытки вызвать у собеседника чувство вины порождают протест и желание ответить тем же. Помните: никто и ничто не может заставить вас почувствовать вину, обиду, гнев – вы сами ответственны за ваши собственные чувства.
- Позиция «Я прав, а вы – нет» препятствует стремлению достигнуть компромисса.
- Требования и ультиматумы часто приводят человека в ярость или вызывает протест. Никогда не стоит угрожать или намекать на возможные страшные меры, пытаясь вынудить человека к сотрудничеству.
- Преувеличенные обобщения с использованием таких слов, как всегда, все, навсегда преувеличивают значимость происходящего или совершенного человеком поступка, осуждая его.
- Не позволяйте себе слишком часто прерывать собеседника, особенно если человек занимается детальным описанием своих чувств, вам же оно и пригодится.