Стрельба требует от человека различных качеств и навыков. Но должное состояние психики и умение держать в руках оружие – это еще не все. Для надежной стрельбы следует заручиться еще несколькими факторами.
Первый – это отсутствие дрожи рук. Второй – точный глазомер. Фактор третий – хорошее мышечное чувство. Это и чувство дистанции, и чувство движения. Четвертый фактор – чувство оружия, или умение ощутить его «душу», скрытую глубоко внутри.
С точки зрения биомеханической системы, существуете вы, оружие, пуля, мишень. И уже потом гремят выстрелы. Нажатие курка плавное, дыхание задержано... Конечно, все это – классика, известная целому свету.
Но как же все-таки добиться успеха в стрельбе? Для этого вначале следует глубинное самовнушение. Его формула такова: «Я спокоен, собран, действую быстро, стреляю метко». Результатом данной установки явится меткая стрельба, быстрое и рациональное перемещение. Форма самовнушения может быть другой, главное чтобы она вам подходила. Опыт показывает, что она превосходно «работает», если вы регулярно повторяете ее и одновременно внутренне настраиваетесь на успех.
Как избавиться от «тремора» рук? Сделать это можно двумя способами: старым, как мир, целенаправленным методом физической тренировки, или психоволевым посылом, то есть тем же самокодированием.
Рассмотрим подробнее целенаправленную работу с дрожью рук. Она очень проста. Вы берете полутора-двухкилограммовую гантелю, наносите на ее выпуклую поверхность ровную царапину, затем, приподняв этот тренировочный снаряд на прямой вытянутой руке, совмещаете царапину с какой-либо выбранной точкой и продолжительное время смотрите как бы сквозь эту царапину на точку, стараясь, чтобы рука оставалась неподвижной. Уже после двух-трех тренировок по 40-50 минут в день скажется результат.
Еще один интересный аспект искусства стрельбы. Если вы стреляете несколько раз подряд, – допустим, противников много, и они тоже вооружены, – необходимо быстро менять позицию. В этом вам помогут навыки перемещения, в том числе и нижняя акробатика. Используя несколько наработанных «связок» можно спонтанно выстраивать вольные импровизации. Примером может служить следующая связка: Оружие в руках. Быстро производите два выстрела из положения стоя. Затем делаете кувырок вперед и в сторону. При этом стремитесь уйти за какое-либо укрытие. Сразу же поднимаетесь на одно колено и делаете с него два выстрела. Еще один кувырок, после которого задерживаетесь в положении лежа. Если вы проделываете это на городской улице, то в качестве прикрытия удобно использовать колесо автомобиля, или угол здания – что угодно.
Из положения лежа производите два выстрела. Затем, слегка приподнимаясь на локтях, выполняете перекат – перекатываетесь с боку на бок. Делаете еще один-два выстрела и со следующим кувырком поднимаетесь в стойку. Предложенную комбинацию можно завершить одним-двумя выстрелами из стойки, если, конечно, сделать это позволяет емкость магазина вашего оружия.
Существует масса приемов и способов перемещения во время стрельбы. Отработав составляющие их элементы, можно перейти к вольным импровизациям.
Теперь рассмотрим, как выработать в себе чувство оружия. Чувство оружия объединяет двигательные навыки скоростной стрельбы и чувственное восприятие. Эти составляющие находятся в неразрывной взаимосвязи по тому, что определяют этапы обучения взаимодополняющие друг друга.
На первом этапе формируются правильные двигательные навыки управления оружием, которые отрабатываются до рефлекторного уровня. Это анализ ощущений внутреннего состояния организма, где положения тела и оружия в пространстве относительно цели используется в качестве вспомогательного средства, ускоряющего процесс выработки двигательных навыков скоростной стрельбы.
Второй этап наступает, когда двигательные навыки становятся достаточно устойчивыми и не требуют сознательного контроля. Это время совершенствования чувственных восприятий. Зрение, слух и осязание подчиняются одной задаче- поиску и классификации целей, а также определению порядка и способа их поражения. На этом этапе завершается формирования навыка «чувства оружия».
«Чувство оружия» – это навык, позволяющий стрелку с высокой вероятностью, интуитивно, на подсознательном уровне прогнозировать положение точки попадания до совершения выстрела. Другими словами вы сознательно определяете точку попадания и направляете двигательными навыками через чувственное восприятие оружие именно так, как необходимо, чтобы пуля попала в задуманную точку. Чувство оружия также формируется через мышечные ощущения и работает на линии «тело-оружие». По мере овладения техникой скоростной стрельбы чувство оружия проявляется в удлинении этой линии еще одним звеном. Получается трехзвенная линия «тело-оружие-цель». Но во время поиска цели о теле думать некогда, а отработанный до рефлекторного уровня двигательный навык позволяет это сделать. Исходя из этого посыла, позволим исключить из осознанного уровня первое звено- «тело». Получается, что сознательный контроль осуществляется в оставшихся двух звеньях «оружие-цель».
Выход на этот уровень делает возможным отказаться от жестких требований к соблюдению основной стойки и позволяет вести эффективный огонь из сложных динамичных положений – в прыжке, кувырке, падении, на бегу.
Применение всех этих навыков сопровождается работой по обнаружению и классификации целей. На чем мы сейчас подробно остановимся.
Предложите своему партнеру или помощнику некоторое время хаотично ходить поблизости от вас – и перед вами и у вас за спиной и вокруг вас. Пусть он то ускоряет, то замедляет движение, а иногда и вовсе останавливается. Сами же вы должны непрерывно следить стволом за перемещениями своего партнера. Причем, когда он останавливается, то замирает и оружие; ствол при этом остается нацелен на партнёра. Так вырабатывается мышечное чувство, необходимое для того, чтобы, когда это потребуется, ствол вашего оружия был постоянно направлен на противника, как бы автоматически за ним следовал. Обычно это занимает не много времени – всего несколько дней, которые, однако, вы должны как можно полнее посвятить наработке мышечного чувства.
Для уверенной стрельбы в относительно спокойной обстановке, когда у вас есть время, чтобы прицелиться, – допустим, ситуация не вынуждает вас мгновенно обнажить оружие и стремительно перемещаться, – для такой стрельбы подойдёт специальная форма самовнушения. Вы должны внушить себе, что ваше тело высечено из камня, из незыблемого твердого гранита; гранит – ваше тело. Ничто не может покачнуть вас – вы незыблемы. Параллельно вы проникаетесь ощущением, что монолитна и ваша психика. Одновременно идет ее подготовка к стрессу. Сам выстрел – микростресс, и идёт он от оружия. Чтобы с ним правильно справится, вы становитесь придатком собственного оружия. А для того, чтобы это произошло, нужно почувствовать его душу.
В древности воины одушевляли своё оружие: беседовали с ним, хвалили его, просили помощи... Они считали, что оружие наделено особым духом-разумом, который помогает в бою. Современное оружие несоизмеримо сложнее и эффективнее того, что было. Но подобный феномен встречался у наших бойцов как в афганской, так и в чеченской войнах. В литературе полно описаний разговоров бойцов со своим оружием. Так почему бы и нам его не одушевить – хотя бы для того, чтобы лучше в него поверить?
Будет очень даже неплохо, если вы дадите своему оружию какое-то имя. Это имя должно быть достаточно уважительным но, вместе с тем, передавать оттенок его подчиненности и вашего старшинства. Вполне уместно обращаться к своему оружию как к младшему товарищу. Ведь именно вы управляете оружием, а не оно вами.
Держа оружие, вы должны его ощущать как часть себя. Вы внушаете себе это настолько ярко и глубоко, что начинаете воспринимать свои руки, когда они без оружия, как нечто незавершенное. Итак, оружие – это естественное продолжение ваших рук. Ваша личность, соединилась с вашим оружием.
Подготавливая свою психику для предельно точной стрельбы, следует ощущать, что вы – властелин жизни и властелин смерти. Ибо жизни находятся на вашем указательном пальце, который мягко касается курка.
Именно в таком состоянии духа вы сможете стрелять исключительно метко, ибо, пребывая в нем, вы поднимаете в себе архетип воина. Какого именно, или же какого в большей степени – это зависит от вашей внутренней установки, вашего самоощущения. Ваши возможности возросли многократно. Вы – повелитель жизни и смерти людей. Вы – это не только ваши тело и душа, но и сросшееся с вами оружие. От этого и ответственность за ваши действия возросла многократно. Цена ошибки будет стоить дорого, особенно если это касается не боевых действий, а применения оружия в качестве самообороны. Поэтому порядок и правила применения оружия вы должны знать в совершенстве, и неукоснительно следовать им, учитывая сложившуюся ситуацию и степень угрозы.
Вы – бог войны и одновременно сложная боевая система, где руки и оружие – лишь передаточные звенья. Смертоносная пуля – тоже только звено, правда, последнее... Вы совершаете волевое усилие, и летит пуля... Почувствуйте неразрывное единство первого и последнего звеньев. Все промахи случаются из-за того, что где-то рвется эта цепь.
Одушевляя оружие, к нему не следует относиться как к самодостаточному наделенному собственным умом живому существу; вы должны его ощущать как живую часть себя самого. Вы и оружие друг друга дополняете, вы вместе – единое целое. Без оружия вы – не полностью вы. Оно без вас лишено души.
Для подготовки к неторопливой прицельной стрельбе можно использовать такую формулу: Мое тело – это врытая в землю стальная балка; к ней приварен стальной рельс, незыблемый и неподвижный. С этой же целью можно использовать и образное представление собственного тела, высеченного из гранита. В общем, подойдет любая форма самокодирования. Но при этом нужно учесть, что вы кодируете не только себя самого, но и ту вашу часть личности, которая «вселилась» в оружие и является его частью, которая сама есть оружие. Ее вы тоже кодируете. В этом случае вы можете рассчитывать на меткую стрельбу.