Психология оружия

Breadcrumbs

Самое совершенное оружие неспособно выполнить свое предназначение – уничтожение врага – без своей главной «детали» – человека. И эффективность применения оружия определяется в первую очередь степенью обученности стрелка, одной из важнейших составляющих которой является психологическая подготовка.

Существует два основных типа реакции человека на опасность – ступорная и активная. При ступорной реакции человек при реальной угрозе впадает в оцепенение, сжимается в комок и застывает на месте, либо становится крайне медлительным и неловким, теряет способность оценить ситуацию и предпринять какие-либо действия по устранению угрозы. При активной реакции угроза мобилизует человека, он способен совершать действия, которые ему в спокойном состоянии просто не по силам. Я привел два крайних проявления реакции на опасность, в психологии эта градация значительно более широкая, интересующихся этим вопросом отсылаю к учебникам по психологии, например Щербатых Ю.В. «Психология стресса и методы коррекции». Для нас же принципиально важно понимание того, что у людей различия в реакции на угрозу заложено на уровне физиологии. Люди с активным типом реакции – это прирожденные воины, у которых самой природой заложен механизм активных и эффективных действий по противодействию угрозе, но их меньшинство. Для людей же со ступорной реакцией условием выживания в бою является формирование в процессе обучения мощной мотивационной базы для действий, способной преодолеть физиологическую реакцию. При обучении стрелка конечной целью курса боевой стрельбы является способность эффективно применять свое оружие в условиях реального боя.

Общеизвестно, что человеческая психика претерпевает в бою многочисленные изменения, однако мало кто представляет себе, насколько глубоки и разрушительны эти проявления. По статистическим данным, только 25% бойцов осознанно используют полученные в результате предварительного обучения технические навыки в реальных боевых условиях. В бою психика человека изменяется словно под воздействием мощнейшего наркотического средства, что, кстати, и происходит – в стрессовой ситуации организм выбрасывает в кровь гормоны, по своему воздействию сравнимые с самыми мощными наркотиками. Меняется абсолютно все – восприятие информации, механизм принятия решений, чувствительность к болевым ощущениям и т.д. Появляется так называемое «тоннельное зрение» – боец воспринимает только один объект – источник непосредственной опасности, он не в состоянии уловить и понять любую другую информацию. Подавляется деятельность левого полушария головного мозга, ответственного за абстрактно – логическое мышление. Человек теряет способность логически оценить ситуацию и ее развитие. Это, если можно так сказать, физиологическая составляющая психологической подготовки. Но существует ещё и мировоззренческая составляющая, не менее важная и стоившая жизни не одному попавшему в бой не подготовленным. Нормальный человек, воспитанный в нормальной семье, нормальном обществе с детства усваивает постулат о ценности человеческой жизни, недопустимости посягательства на жизнь и здоровье другого человека. Война по сути своей изначально противоречит всем установкам мирной жизни, система ценностей на ней коренным образом отличается от действующей в мирной жизни. Подготовка воина к быстрому переходу в состояние войны (да и обратно тоже) – одна из важнейших проблем психологической подготовки. С учетом того, что оружие, как инструмент уничтожения, представляет одинаковую опасность и для чужих, и для своих, можно говорить о трех основных проблемах практики психологической подготовки стрелка:

  • боязнь стрелять в человека (боязнь крови);
  • боязнь оружия и выстрела;
  • формирование навыка постоянного (на «автомате») контроля оружия.

Ранжировка проблем по важности соответствует порядку их перечисления, причем степень важности первой проблемы значительно превосходит важность двух других.

Эти проблемы стоят перед всеми, кто когда-либо занимался боевой подготовкой, и путей её решения столько, сколько учителей. Однако все эти подходы можно разбить на три большие группы:

  • метод прямого натаскивания;
  • метод «жесткого программирования»;
  • метод «мягкого программирования».

Деление это достаточно условно, поскольку все серьезные школы подготовки в той или иной степени используют элементы каждого из методов, речь идет скорее о процентном соотношении этих методов в учебном процессе.

Методы прямого натаскивания пользуются большой популярностью у различных террористических организаций, исповедующих человеконенавистническую идеологию, в которой жизнь отдельного человека, особенно не принадлежащего к организации, не представляет никакой ценности. Не чужды были подобных методов и немецкие фашисты. В подготовке молодых эсесовцев была практика в концлагерях, участие в «экзекуциях» узников.

Для преодоления нарушений абстрактно-логического мышления в стрессовых ситуациях боя используется «вбивание» на уровень подсознания двигательных навыков стандартных реакций на типичные боевые ситуации путем их многократного (порядка 5000 раз по рекомендациям специалистов израильской стрелковой школы) повторения. Эта система отлично срабатывает в 9 случаях из 10, но остается десятый – нетипичный случай – когда стандартная реакция оказывается неэффективной, не соответствующей развитию событий. И здесь возникает необходимость анализа ситуации, выработки оптимального решения, позволяющего наиболее полно и эффективно разрешить ситуацию. Поскольку как уже говорилось выше, в состоянии боевого стресса у человека существенно снижаются возможности сознания и, прежде всего, абстрактно-логического мышления, напрашивается решение – перевести алгоритм оценки ситуации и выработки оптимального решения на уровень подсознания. Звучит несколько дико с точки зрения классической психологии – процессы абстрактно-логического мышления на уровне рефлексов, но именно этот подход реализован в русской боевой системе.

Автором данной методики, названной им «Методикой самопаролирования», был Сергей Владимирович Вишневецкий. Главное её отличие отражено в названии – человек сам формирует свои внутренние, подсознательные программы, которые при таком подходе совершенно естественно соответствуют его сознательным мировоззренческим установкам. Методика решает две основные задачи – развитие тонких восприятий человека и на этой основе создание системы контроля окружающей среды и состояния своего организма и формирование на подсознательном уровне алгоритмов, обеспечивающих адекватный ответ на любую угрозу. Проблема «боязни крови» решается здесь за счет адекватности ответа – имея возможность за счет развитого чувственного восприятия оценить не только наличие, но и степень угрозы, человек определяет необходимый уровень наносимого противнику ущерба. Кроме того, при обучении воспитываются (осознанно!) мировоззренческие позиции для преодоления страха смерти, которые затем уже самим учеником переводятся на уровень подсознательных установок. Главный момент в этом процессе – отчетливое понимание того, что в душе каждого человека есть нечто святое, составляющее суть его мировоззрения. Если он позволит другим растоптать это святое, то никогда больше не сможет жить по-человечески. Поэтому лучше не позволять никому покушаться на него, чего бы это ни стоило. Лучше умереть, чем допустить надругательство! Смерть неизбежно приходит к любому человеку, только никто не знает заранее, когда ее надо ждать. Есть ли смысл бояться неизбежного? Честь, достоинство, гордость, самоуважение и уважение других людей – все это не пустые слова. Это такие вещи, жить без которых невыносимо тяжко. А потому ради их сохранения можно и нужно жертвовать многим, в том числе и своей жизнью! И, следовательно, надо всегда быть готовым к встрече со смертью, независимо от того, сколько успел прожить на свете и какие дела тебе еще надо сделать. Эта позиция и является, по сути, основой мировоззрения воина. Собственно говоря, именно так всегда рассуждали настоящие воины как на Востоке, так и на Западе: самураи, рыцари, ниндзя, викинги, русские дружинники, казаки и многие, многие другие.

Изучив и обобщив практики различных школ боевых искусств, С.В. Вишневецкий разработал собственную программу психологической подготовки воина, вобравшее все лучшее, что было в мировой практике. В основу самопаролирования положены дыхательные методики, позволяющие обучаемому мягко, без внешнего воздействия переходить в измененные состояния сознания, позволяющие максимально использовать все (в том числе и резервные) возможности человека для выполнения поставленной задачи.

Распространено мнение, будто развитие специальных способностей – дело очень сложное, длительное и требующее от человека огромного напряжения физических, психических и духовных сил, доступное лишь избранным. Это мнение усиленно культивируется различными представителями всевозможных восточных закрытых обществ и европейских оккультных организаций и по существу являются выражением тех или иных идей и философских взглядов представителей различных религий и их течений.

Упорство и настойчивость в достижении поставленной цели, строгое соблюдение требований и правил методики самопаролирования – это то, что требуется для последовательного освоения начал славянских боевых искусств. Поэтому, особенно в начальном периоде, важна самодисциплина и контроль. Чем больше, жестче контроль за эмоциями, мыслями тем больше сосредоточение на достижении поставленной цели, – тем успешнее движение вперед. При дальнейшем изучении методики настоятельно рекомендуется не обычное «умозрительное заключение» о соответствии с текстом, а практическое выполнение каждого упражнения, фиксация исходного положения, промежуточных положений и восприятия в процессе выполнения упражнений. Настоятельно рекомендуется не переходить к следующему упражнению до тех пор, пока смысл предыдущего не «войдет в плоть и кровь», не уляжется не только в сознании, но и в каждой клетке тела, в группах мышц и отдельных органах. При этом чрезвычайно важно понять, что восприятие через чувство, запоминание специфических чувствительных и эмоциональных состояний является ключом к осознанному и интуитивному восприятию, развивающему способность мыслить всем телом, воспринимать максимум информации из окружающей среды. Чувственное, эмоциональное восприятие как внешних факторов среды, так и внутреннего состояния организма – ключевой момент методики. Для развития и совершенствования этого восприятия используется принцип постепенного наращивания сложности упражнений и условий их выполнения.

В начальном периоде подготовки в месте проведения занятий необходимо свести к минимуму возможные раздражители, которые воздействуют из окружающей среды на человека в процессе выполнения упражнений.

Там, где проводятся упражнения, не должно быть посторонних и случайных людей обучаемым не должны мешать голоса людей, различные звуки, мерное тикание часов, т.е. все, что отвлекает от сосредоточения сознания на выполнении упражнения.

Ничто не должно привлекать внимание своими размерами, формами, яркостью, беспорядком. Рядом не должно находиться комнатных растений и домашних животных.

Не следует проводить упражнения с новичками на берегу озера, реки, моря, желательно убирать или закрывать резервуары с водой, не сле­дует проводить занятие во время дождя и особенно во время грозы.

Рядом не должно быть включенных электрических проборов, контуров заземления, металлов, связанных с землей.

Значительно уменьшается эффект упражнений во время усиления солнечной активности.

Ни в коем случае нельзя вводить в организм месалину, кофеин, наркотики или любые допинги и фармакологические средства.

Желательно, чтобы упражнения проводились в биологически активных местах или помещениях. Если занятия проводятся на природе, решительно противопоказано их проведение рядом с тополем или осиной.

Все эти требования выглядят достаточно жесткими, однако они значительно ускорят процесс обучения и в будущем все эти требования последовательно снижаются. По мере накопления обучаемыми опыта управления своими чувствами и эмоциональным состоянием, постепенно снимаются ограничения на внешние условия среды: допускаются посторонние шумы, движение в зоне работы обучаемых, занятия переносятся из изолированных помещений на открытые площадки, в лес, вводятся некоторые специфичные факторы внешней среды, тренируется восприятие при ограничении зрения, в повязке, в темноте.

Упражнения методики способствуют общему улучшению состояния организма. Например, при постановке природного типа дыхания, являющегося одним из основных ключей, позволяющих подготовить организм к различным типам боевых и других экстремальных, нетрадиционных действий, у обучаемого вырабатывается на подсознательном уровне комплекс «правильной осанки». Плохая осанка, сутулость, сколиоз, различные нарушения природной кривизны хребта значительно затрудняют функции сердечнососудистой и дыхательной систем организма, повышают утомляемость, а, следовательно, увеличивают цикл обучения в 2-3 раза. Для выправления дефектов осанки, служит специальный комплекс упражнений, с которого и начинается обучение. Затем последовательно осваивается диафрагмальное или верхнее дыхание, нижнее дыхание,, природный тип дыхания, называемый иногда гармоничным или полным дыханием. После того, как обучаемый полностью освоил верхний, нижний и полный тип дыхания, необходимо отметить, что эти упражнения выполнялись в состоянии абсолютного покоя. Основная их цель – научить обучаемого поддерживать нормальное соотношение углекислого газа и кислорода в крови и тканях. Если предыдущие упражнения выполняются легко, без нап­ряжения, то можно переходить к тренировке стойкости организма в условиях кислородной недостаточности (гипоксии) – экономному дыханию.

Для освоения техники славянских боевых искусств необходимо кроме установки начальных специальных видов дыхания научиться максимально саморасслабляться, независимо от окружающей среды, конкретной ситуации. Очень важно при этом понять, что максимальное расслабление мышц или групп мышц достигается за счет силы мысли. Образное представление позволяет отключать или переключать мышцы от нервных импульсов, идущих от двигательных центров головного мозга, последовательно переводить ряд функций в области подсознания. В результате саморасслабления мышцы всего тела становятся как бы мягкими. Это сочетается с приятным ощущением легкости.

Освоение техники саморасслабления особенно необходимо людям с сильной и быстрой реакцией на внешние раздражители. За короткий промежуток времени они «сжигают» огромное количество нервной энергии и, как следствие, быстро утомляются, несмотря на отличные физические показатели.

Осваивая технику саморасслабления, следует избегать непроизвольных движений – стимуляции, подергивания плечами и т.д. Избегая непро­извольных движений, человек экономит нервную энергию.

Это не означает, что, находясь в расслабленном состоянии, человек должен делать «серьезное» лицо. Выражение лица, независимо от ситуации должно быть свободным, не вымученным, приветливым. Именно отсюда начинается саморасслабление. Важно усвоить правило:

«В момент саморасслабления ни о чем не думать». Этому помогает запоминание ощущений, а также дыхания в соединении с самовнушением.

Следующим важным элементом привития навыков саморасслабления мышц является устойчивое умение вызывать по памяти ощущение потепления рук и ног. Это помогает регулировать прилив и отлив крови. Наиболее высокая ступень освоения саморасслабления (в пассивных формах) есть притупление чувствительности.

За овладением техникой саморасслабления следует освоение техники напряжения и расслабления мышц. Эта группа упражнений позволяет не только закрепить приобретенные навыки полного расслабления, но и практически мгновенно восстанавливать затраченную энергию. Смена напряжений и расслаблений (особенно ритмичная) – это не только гимнастика вегетативных центров нервной системы, это еще и способность сохранять подобные состояния в процессе работы и боевой схватки. Завершающим этапом обучения по методике самопаролирования является овладение комплексом психофизической тренировки.

Правильное сочетание управления дыханием и саморасслабления ведет к освоению нейромоторной и эмоционально-чувствительной регуляции. Очень важным является положительная внутренняя установка при выполнении всех упражнений и в целом во всей деятельности. На основе этих установок в рамках методики формируются устойчивые навыки управления состоянием организма. Обучаемый приобретает навыки работы в измененных состояниях сознания, не теряя связи с окружающей средой. Это принципиально отличает данную методику от широко известных восточных методов и способов приведения в измененные состояния сознания, он получает навыки дыхания, расслабления, настраивается на сверхчувственное восприятие различных процессов. У него формируется устойчивый навык трансформировать отрицательные эмоции и возбужденные состояния, через «вщелкивание» (включение) состояний боевого транса, избегая неадекватных реакций и неосторожных действий. При правильном выполнении упражнений в соответствии с приведенной методикой у обучаемого формируется «ключ», даже мысленное про­изнесение которого является установкой на конкретные действия.

Несмотря на скоропостижную смерть С.В. Вишневецкого, его разработки не пропали втуне – исследованиями методик психологической подготовки сейчас успешно занимается М.Б. Иванов.

Но задачи психологической подготовки решаются не только в рамках специальной методики самопаролирования. Проблемы психологии стрельбы решаются и непосредственно в ходе занятий по стрельбе. Для этого используются несколько методических приемов.

Во-первых, использование специальных мишеней. На всех этапах подготовки в качестве мишени используется силуэт человека.

При оценке результатов стрельбы мы принципиально отказались от системы очков, принятой в спортивной стрельбе. На основе первичных знаний анатомии и уязвимых точек человеческого тела, которые даются и на медицинской подготовке, и на рукопашном бое, и на стрельбе оценивается степень поражения, т.е. в процессе подготовки с первых занятий у обучаемых формируется установка на то, что он стреляет в человека. Сначала мишень – чистый символ, безликий силуэт (рис. 1).

Затем при отработке комплексных огневых задач стрельба ведется по персонифицированным фигурам – на мишень-экран проектируется реальное изображение боевых ситуаций, соответствующих условиям выполняемой задачи, с изображения реальных людей в соответствующей одежде и с оружием. При этом, используя второй экран и проектор, можно вносить элементы динамики – на второй кадр снимается наиболее вероятный вариант развития событий по условиям задачи (рис. 2 а, б) и по ходу выполнения комплексной огневой задачи производится переключение изображения на второй экран (по времени или по расходу боеприпасов).

Следующим этапом наращивания являются двусторонние тактические задачи с использованием пневматических аналогов боевого оружия. В ходе выполнения этих задач приходится стрелять по людям, выступающим в ходе задачи в роли реально действующего противника. Следует заметить, что использование пневматических аналогов боевого оружия, оказалось очень удачным вариантом, обеспечивающим максимальное приближение условий учебных задач к условиям реального боя. Это позволяет в ходе обучения обыграть массу тактических нюансов, практически отработать взаимодействие, процентов на 80 преодолеть боязнь стрелять в человека, отработать практически чувственное восприятие окружающего пространства, интуитивное ощущение опасности. Но самое главное достоинство занятий с пневматическим оружием заключается в том, что каждый обучаемый получает возможность реально ощутить последствия своих ошибок, в том числе и через достаточно болезненные попадания выстрелов «противника» (а иногда и своих партнеров!). При всем этом небольшой объем организационно-технических мероприятий позволяет обеспечить практически 100%-ную безопасность обучаемых.

Боязнь оружия в целом и выстрела из него также преодолевается целым комплексом мероприятий как в рамках обучения по методике самопаролирования, так и в ходе всей деятельности обучаемых. Следует заметить, что проблема боязни оружия и рефлекторных реакций на выстрел далеко не так проста, как кажется. Типичными проявлениями этой боязни являются ошибки при подготовке и производстве выстрела – излишнее мышечное напряжение всего тела, конвульсивное сжимание оружия в ожидании выстрела, «сдергивание» спускового крючка. Эта проблема решалась в комплексе в ходе всего обучения. Прежде всего, мы отказались от комплекса ограничений, предусмотренных действующими наставлениями, руководствами и приказами по организации огневой подготовки по обращению с оружием. Проведенные исследования и десятилетний опыт практической работы показали, что большинство этих ограничений можно без снижения уровня безопасности снять.

Во-первых, оружие у обучаемых во время занятий находится постоянно при себе. Более того, если позволяла обстановка, оно находилось у них и во внеурочное время. При этом буквально с первого занятия очень жестко контролировался алгоритм обращения с ним – взяв в руки оружие, никакие действия с ним не выполняются, пока не проверено его состояние: есть ли патрон в патроннике, в каком положении УСМ. Любые вспомогательные упражнения без стрельбы («сухие» тренировки) проводятся только после разряжания оружия с проверкой контрольным спуском в безопасном направлении. Кроме того, развитые на основе самопаролирования навыки чувственного восприятия дают дополнительные возможности для контроля состояния оружия, например, отсутствие или наличие патронов фиксируется по разнице в весе, по балансу оружия.

Во-вторых, обучаемым предоставляется значительно большая самостоятельность при выполнении упражнений стрельб. Руководитель вмешивается в их действия лишь тогда, когда ошибки могут создать реальную угрозу для самого стреляющего, либо работающего рядом с ним.

В-третьих, с первого занятия все действия обучаемых выполняются вслепую, без участия глаз. Это обеспечивает навык контроля по ощущению, без участия глаз, что тоже существенно влияет на безопасность обращения с ним.

В-четвертых, фактором безопасного обращения с оружием, преодоления боязни его, формирования психологической устойчивости и уверенности в обращении с оружием, является объем и содержание выполняемых упражнений. Каждый ученик за одно занятие выстреливает 48-96 патронов, ведя огонь в движении, непрерывно перемещаясь, по неподвижным и движущимся целям, при полном и ограниченном освещении, при отсутствии освещения. Обучаемым не разрешается использование на занятиях каких-либо средств защиты, снижающих уровень факторов, сопутствующих выстрелу. Кроме того, одновременная работа нескольких обучаемых добавляет фоновые элементы – шум посторонних выстрелов, летающие гильзы, необходимость контролировать взаимное положение с другими обучаемыми. Практика показывает, что для преодоления боязни оружия достаточно двух-трех занятий с отстрелом примерно 200 патронов.

Продуманный комплекс мер по обеспечению безопасности, подаваемый как общие принципы работы с оружием, не ограничивающие его применение, обеспечивают формирование устойчивых навыков контроля оружия и эффективного обращения с ним. У общевойсковых командиров, впервые попавших на наши занятия, особенно во второй половине подготовки, когда выполняются задачи повышенной сложности первое впечатление – шок.

«Как можно так работать, вы нарушаете все, что можно нарушить, вы поубиваете друг друга» – и т.д. и т.п. Однако же за десять  лет интенсивных занятий, отстреляв без малого полмиллиона патронов я не имел ни одной предпосылки к несчастному случаю, не говоря уж о каких-либо чрезвычайных происшествиях с оружием. Комплексный подход – психологический практикум (самопаролирование), мишени, содержание выполняемых задач и упражнений, постоянная поддержка и не навязчивый, не ограничивающий контроль со стороны инструкторов позволяют сформировать у обучаемых готовность к выполнению реальных боевых задач, твердые навыки эффективного и безопасного обращения с оружием, значительно повысить психологическую устойчивость, успешно преодолевать последствия боевого стресса.

Высокая психологическая готовность и устойчивость – одно из самых ценных приобретений нашей подготовки. И это вполне закономерно, потому что ближний бой имеет ряд специфичных особенностей, определяющих повышенные требования к подготовке стрелка.

Мы используем куки

Некоторые из них необходимы для работы сайта, в то время как другие помогают нам улучшить удобство использования сайта (отслеживающие файлы cookie). Решите для себя, хотите ли вы разрешить использование файлов cookie или нет. Обратите внимание, что если вы их отклоните, то не сможете использовать все функции сайта.