Представляем вашему вниманию статью о связи ислама с боевыми искусствами. Мы постарались быть максимально объективными и беспристрастными в описании данной тематики. Стоит отметить, что мы не являемся носителями данной религии, и наш взгляд – это как бы взгляд «снаружи», поэтому мы не углубляемся в суть религии, а делаем акцент только на том, что её связывает с различными боевыми искусствами.
Некоторые особенности взаимодействия боевых искусств и ислама нам также остались не до конца понятными, если на эти вопросы дадут ответы приверженцы данной религии, то будем благодарны.
Краткое описание религии
В переводе с арабского ислам – это «покорность», «предание себя богу». Религия возникла в VII веке нашей эры на Аравийском полуострове. Ислам, в отличие от христианства, всегда тесно связывал себя с общественно-политическими институтами и изначально распространялся вооружённым путём, сперва по территории Аравии, затем по всему Ближнему Востоку. Его появление связано с деятельностью пророка Мухаммеда, который провозгласил, что существует лишь один великий бог – Аллах (аль-Иллах – ранее племенной бог мекканских курейшитов).
Мухаммед был достаточно образованным и неплохо разбирался в сущности иудаизма и христианства. Не удивительно, что многое в его учении оказалось заимствованным из Ветхого и Нового заветов. Многочисленные совпадения текстов Библии и Корана мусульманские богословы объясняют тем, что Аллах и раньше передавал свои священные заповеди пророкам, но эти заповеди были искажены иудеями и христианами. Только Мухаммед смог их передать без искажений. Само слово «коран» означает «чтение вслух». Мусульмане уверены, что Коран, благодаря тому, что он написан в стихах, защищен от любых изменений, а Мухаммед – последний из пророков. Он, как и пророк Моисей в своё время, совмещал работу пророка с обязанностями полководца и государственного деятеля. Мухаммед достаточно часто записывал политические распоряжения, наставления по воинской службе, куски уголовного кодекса и рассуждения на тему гигиены и быта непосредственно в Коран, в то время как другие религии чаще всего ограничивались общими указаниями, не вдаваясь в детали. Как следствие, ислам является одной из наиболее всепроникающих религий, описывающей все детали функционирования общества, что достаточно часто приводит к хронической несовместимости с реальностью, так как наставление давались под конкретное место и конкретную эпоху.
В исламе монотеизм проведён наиболее последовательно. Аллах – бог единственный, безликий, высший и всемогущий, мудрый, творец всего сущего и верховный судья. Аллах – абсолютная воля. Рядом с ним нет других богов. Существуют ангелы, воплощающие идею добра (Джебраид, Михаил, Исрафаил и Азаил), демоны и джины, злые духи во главе с дьяволом Иблисом, которого проклял Аллах. В исламе есть учение о Рае и Аде, и воздаяниях в загробном мире за дела в мире реальном.
К основным обязанностям мусульманина относят соблюдение «пяти столпов веры»: исповедание, молитва, пост, милостыня, хадж. К этим пяти нередко добавляют ещё один, шестой «столп веры» – джихад.
Джихад и газават как понятие в исламе
Джихад – довольно обширное понятие и включает в себя:
- Джихад с нафсом (эго).
- Джихад с шайтаном.
- Джихад с неверными.
- Джихад с нечестивцами и притеснителями.
- Джихад с мунафиками (лицемеры).
Условно джихад можно разделить на две категории – джихад сердца и джихад меча. «джихад сердца» – священная война со своими страстями и пороками, духовное самосовершенствование.
Если бы у современных мусульман он занимал должное место, то мусульманский мир сделал бы качественный рывок вперёд, но стараниями фанатиков миру бoльше известен «джихад меча» – священная расовая война против угнетателей и агрессоров, а также язычников и сатанистов.
Способы ведения джихада:
1) сражение;
2) словесный призыв;
3) расход имущества на пути Аллаха;
4) путешествие.
То есть джихад в исламе – это полная отдача сил, когда мусульманин всю жизнь прилагает всё свое старание для распространения религии Аллаха.
Наряду с джихадом в исламе также существует газават. Газават и джихад – понятия, близкие по смыслу, но не синонимы. Разница между этими двумя понятиями изначально заключалась в том, что газават мог объявляться вождями племен, а джихад объявлялся только от имени государства халифом или имамом, т. е. религиозным лидером. Газават означает непосредственно боевое столкновение.
Словари дают следующее толкование газавата: ГАЗАВАТ (араб. – поход, набег, нашествие) – одно из названий джихада. Участие в газавате для каждого мусульманина считалось священной обязанностью. Погибшие в войне объявлялись мучениками, которым якобы уготовано место в раю. Учение о газавате возникло в начальном исламе. В VII-X веках в период создания мусульманских теократических государств идея газавата служила обоснованием завоевательных войн арабского халифата. Позднее ее использовали в захватнических целях турецкие султаны, а также лидеры панисламизма. В последующие эпохи учение о газавате претерпело некоторые изменения.
Связь ислама с боевыми искусствами происходит через газават и джихад. Если провести аналогию с восточными боевыми искусствами, то джихад сердца соответствует духовным практикам единоборств, а джихад меча тренировочному и состязательному процессу.
Радикальный ислам и боевые искусства
Радикальный ислам во главу своей идеологии ставит джихад и газават. Все же не только газават и джихад создают его основную идеологическую базу, есть и другие понятия, наиболее характерные для религиозного фанатизма. На сегодняшний день именно исламисты являются основной составляющей мирового терроризма. Благодаря им получили широкую известность такие понятия как фундаментализм, враги ислама, шахид, шариатский суд, террорист-смертник. Именно они под зелёным знаменем ислама и, с «разрешения» самого Аллаха, творят свои «великие дела». Именно мусульманские фанатики развязывают «священные войны» с «врагами Аллаха». Заметьте, не с агрессорами и захватчиками, а с мнимыми врагами мнимого божества! (Во всяком случаи именно так считают все, кто не придерживается исламской религии).
Всё совершаемое слугами ислама, включая убийства, происходит во имя Аллаха. Однако, при необходимости, духовные лидеры великолепно рассуждают о гуманности постулатов Корана и неприятии мусульманством зла и жестокости.
Может показаться, что исламские боевые искусства найдут наибольшую опору именно в радикальном исламе, но это не так. Для подготовки исламского «пушечного мяса» или террориста смертника не нужна долгая и дорогостоящая подготовка. Недалекий ум и хорошо промытые мозги – вот основа подготовки бойца радикального ислама. А для того, чтобы «с пушки стрельнуть и прямо побежать», не стоит утруждаться на долгую боевую подготовку. Смертнику боевая подготовка не нужна вообще. Ни техническая, ни физическая подготовка, ни тем более, хорошее здоровье не потребуются для того, чтобы взорвать себя в толпе «неверных». Нужна только готовность к самопожертвованию и вера, что попадёшь в исламский Рай. Так что, приверженность радикальному исламу – тупиковый путь для изучения и развития боевых искусств.
Исламские богословы о боевых искусствах
Богословы ссылаются на то, что Пророк и его сподвижники были хорошо подготовлены физически. Во времена Пророка условия жизни были тяжелее, чем сейчас: приходилось преодолевать большие расстояния пешком, мужчины охотились и воевали, чтобы выжить. Существуют многочисленные примеры того, как Пророк рекомендовал занятие определёнными боевыми искусствами, для поддержания здоровья и подготовки верующих к отражению внешней агрессии. Аллах в Коране говорит (смысл): «Приготовьте, о верующие, против неверующих, сколько можете, военной силы и взнузданных коней – таким образом вы будете держать в страхе врагов Аллаха и ваших врагов, а сверх того и иных врагов, о которых вы и не догадываетесь, но Аллаху ведомо о них...» (сура «аль-Анфалъ», аят 55). К этому же призывает Пророк в хадисе: «Сильный верующий любимее Аллаху, чем слабый. Хотя в обоих есть благо».
Как основа для подражания приводится хадис от Мухаммада ибн Али ибн Рукана, в котором говорится, что Рукана боролся с Пророком, и Пророк победил его несколько раз. В другой версии этого хадиса от Сайда ибн Джубайра, говорится, что, когда Пророк был в местности Батха, к нему пришёл Язид, сын Рукана, или же сам Рукана, и с ним были его овцы. Он сказал Пророку: «О, Мухаммад, сможешь ли ты побороть меня?». Пророк сказал: «А что ты поставишь за поединок?». Рукана ответил: «Ставлю одну из моих овец». Пророк победил его. Рукана сказал: «Давай ещё раз!». Пророк снова спросил: «А что ты поставишь за поединок?». Рукана ответил, что поставит ещё одну овцу. Пророк опять победил его. Рукана сказал: «О, Мухаммад, клянусь Аллахом, никто ещё не побеждал меня!», и принял Ислам, а Пророк вернул ему овец.
Также уважительно отношение ислама к стрельбе. В доказательство приводятся слова пророка: «Стрельба из лука является силой». В современности лук заменило огнестрельное оружие, не поменяв само отношение к стрельбе.
Кроме этого, дозволенным считается и метание всего острого. Сюда же относится любой вид метания, благодаря которому, развивается меткость и точность попадания в любую мишень – летящую, двигающуюся или неподвижную, как, например, метание ядра, диска, бумеранга, камня, гири, ножей, топора, всего того, чем можно нанести вред врагу на поле боя.
Как пример приводится случай, когда Пророк позволил хабашитам состязаться в метании копья в своей мечети. Сподвижник Пророка захотел остановить их, Пророк не позволил ему этого. Также, Пророк разрешил жене Айше смотреть на состязание. В хадисе, переданном от Абу Хурайры, говорится: «Нет состязания, кроме как в метании (чего-либо) острого».
По мнению имама аш-Шафии, состязание в разных видах оружия делится на два вида:
- Оружие, которое покидает руку.
- Оружие, которое не покидает руки.
К первому виду относятся стрела, копьё, оружие разного рода, камни, гири и т.д. Ко второму – меч, сабля и тому подобное. Всё, что покидает руку, является дозволенным для состязания, а по поводу дозволенности второго, мнения разделяются. Часть богословов запрещали данный вид состязания, говоря, что это не состязание, а борьба с противником, который может нанести увечья. Другие разрешали, справедливо считая, что этот вид борьбы является нужным на войне.
Боевые искусства в эпоху зарождения и распространения ислама
Мусульманские воинские и боевые искусства самым тесным образом связаны с «арабским миром». В разные времена на территории Ближнего Востока существовали древние цивилизации, обладавшие развитыми системами воинской подготовки. Глубокий след в истории воинской культуры Ближнего Востока оставили греки, а затем и римляне. Предки современных народов арабского мира многое переняли от них. Существовали вполне сформировавшиеся воинские и боевые искусства, кулачный бой, метание камней, фехтование, стрельба из лука.
К VI веку нашей эры многочисленные племена Аравийского полуострова имели организованные войска в виде формирований ополченцев. Каждым таким войском командовал вождь племени (шейх). Он же комплектовал племенное ополчение и руководил его обучением, строго спрашивая со старейшин кланов за подготовленность их воинов.
Доисламские источники свидетельствуют о наличии «самоуправляющейся вооруженной организации» и системы военнофизического воспитания, «которое осуществляли особые люди, выделенные родом».
К середине VII века население Аравии разделилось на две основные группы: воинственных кочевников-бедуинов и оседлых жителей, занимавшихся торговлей и ремеслами. К числу воинских искусств бедуинов относились: верховая езда, стрельба из лука, владение холодным оружием (пикой, дротиком, палицей, кинжалом), борьба. Бедуины какое бы там ни было ремесло считали недостойным занятием. Они были свободными воинами, весь свой досуг посвящали упражнениям в верховой езде, метанию копья, дротика, владению палицей, дубинкой, щитом, кинжалом... Воин-богатырь (фарис) должен был не только уметь пользоваться оружием, но и знать искусство рукопашного боя, владеть приемами борьбы.
Основными предметами воинского обучения были в это время верховая езда, стрельба из лука, использование копья, меча и щита. Широко использовались вспомогательные средства подготовки – всякого рода игры, развивающие ловкость, силу, выносливость, умение действовать совместно с товарищами. Особой популярностью пользовались конные игры (например, конное поло), помогавшие отрабатывать навыки коллективного ведения боя.
Помимо разнообразных упражнений, игр и состязаний, как элемент подготовки воина, использовались занятия охотой. К IX веку окончательно сформировалась трехуровневая система военного обучения. Начальное обучение детей происходило в семье, обучение подростков и юношей – в племенном ополчении, профессиональная подготовка молодых мужчин – в войсках наместников халифа, либо в его собственном войске. Разумеется, в различных регионах эта система имела свою специфику.
Можно так охарактеризовать принципы подготовки воинов данного исторического периода:
1) каждый мужчина – воин;
2) обучать тому, что необходимо в кочевом хозяйстве и военном деле;
3) традиционность: обучать и воспитывать так, как это предписано предками;
4) опора на практическую сторону обучения и воспитания;
5) обучать и воспитывать на высоком уровне трудностей, чему способствовали суровые условия жизни;
6) наглядность обучения и воспитания, что проявлялось в обрядовой практике, в опоре на жизненный опыт предков;
7) непрерывность обучения и воспитания (обучали и воспитывали молодежь в повседневной жизни и занималось этим все племя);
8) совместное обучение и воспитание воинов.
Скажем теперь несколько слов о традиционных воинских искусствах исламского мира.
Стрельба из лука
Лук известен с глубокой древности практически всем народам планеты. Его многофункциональность – применение как для войны, так и для охоты, а также способность поражать на расстоянии способствовало популярности лука до появления современного огнестрельного оружия. В методике подготовки боевых лучников можно выделить следующие элементы:
- тренировка точности;
- тренировка поражающих качеств;
- тренировка скорострельности
- тренировка маскировки, защиты от воздействия противника и перемещения на поле боя.
У арабов, большей частью которых были кочевники, все эти элементы присутствовали в полной мере, и были известны задолго до принятия ими Ислама. Ислам придал луку роль религиозного атрибута, а стрельбу из него ввел в ранг религиозного обязательства. В древние времена, обращаясь с речью к соплеменникам, говоривший опирался на лук, чем подчеркивал важность своих слов.
Пророк из всех дозволенных развлечений считал стрельбу из лука наиболее полезной. Таким образом, соревнования в стрельбе из лука в исламе приветствовались и поощрялись.
В арабском трактате о стрельбе из лука так описываются подходы к подготовке лучника: «Спешная стрельба основывается на меткости, смертоносности, возможности поражать с большого расстояния, способности стрелять быстро, и способности защитить себя.
Эти пять понятий являются столбами, на которых стоит стрельба из лука, и настоящий лучник это тот, кто владеет этими качествами в полной мере. Они взаимозависимы в той же мере, что и пять составляющих элементов жизненно важных для стрельбы из лука: лук, тетива, стрела, кольцо и лучник. Это означает следующее: Будет ли толк от стрелы, попадающей в цель, но не поражающей ее. Обратное столь же бессмысленно, если стрела несет разрушение, но не достигает цели. Если же стрела в равной мере правильна и в попадании в цель и в способности поразить ее, но лучник не может защитить себя от врага, последний может убить его. И снова, если меткость, смертоносность стрелы, и умение создать правильную защиту будут присутствовать, но скорость стрельбы будет недостаточной, противник стрелка очень вероятно обратится в бегство, и ускользнет от него из-за его медлительности в стрельбе. И, наконец, хотя стрельба будет удовлетворять всем четырем требованиям, но лучник не сможет держать дистанцию до врага, его противник сможет, вероятно, незаметно убить его».
Пророк сам был лучником и обладал тремя луками. Он убеждал своих последователей заниматься верховой ездой и стрельбой из лука, отдавая предпочтение последнему. Когда устраивались соревнования по стрельбе из лука, Пророк имел обыкновение следить и поддерживать одну или другую из соревнующихся сторон.
Ряд арабских авторов утверждают, что Адам, будучи изгнанным из рая, был вынужден выращивать зерно. Две птицы съели то, что он посеял, и он пожаловался Богу, который послал Джабраила с луком, тетивой и двумя стрелами. В ответ на вопрос, что это такое, Джабраил объяснил, что лук – это сила Бога, тетива – энергия Бога и стрелы – это наказание, посланное Богом. Джабраил научил Адама стрелять, и тот убил птиц. Знание стрельбы из лука перешло Абрахаму, Ишмаэлю и Исааку, и стрельба из лука стала наследством, предаваемым от этих прославленных предков.
Существует утверждение, приписываемое Пророку, что бросить стрельбу из лука после изучения этого искусства – это грех.
С появлением ружей и пистолетов лук утратил актуальность боевого применения, но существовавший культ стрельбы из него во многом определил отношение современных мусульман к огнестрельному оружию.
Борьба
Огромное влияние на появление и развитие арабской борьбы оказали единоборства жителей древней Месопотамии – колыбели цивилизаций Шумера, Вавилона и Ассирии. Их составной частью являлись борьба и кулачный бой. Физическое воспитание, которое было основой народной педагогики, включало борьбу в общую систему воспитания. Среди арабов борьба была популярна с незапамятных времен. Также занятия борьбой характерны и для других регионов, где в последствии Ислам стал преобладающей религией. Так, например, на Кавказе и в Средней Азии практиковались различные виды борьбы задолго до прихода туда Ислама.
Традиционная борьба существовала на Северном Кавказе в двух формах. Первый вид, когда от борца требовалось самому устоять на ногах, но бросить противника на землю спиной вверх. Этот вид борьбы вели руками, не разрешались захваты головы или ног, но допускался захват двумя руками одной руки противника при броске через себя.
Второй вид борьбы – когда противника нужно было бросить на землю, но спиной, «на лопатки». Основной стойкой для этого типа борьбы являлся захват друг друга накрест (правая рука сверху плеча противника, а левая – под плечом), сцепив руки на спине «замком» или переплетенными пальцами. При второй форме единоборства использовали ремень или могли захватить полы рубахи или бешмета. Если в начале борьбы у кого-то из партнеров развязывался ремень или размыкались руки, их останавливали, и они снова начинали со стойки.
Борьба с древних времен была широко распространена и в Средней Азии. Занятия борьбой считались одним из лучших способов поддержки здоровья, тела и духа. Борьба в различных её вариациях, как национальный вид спорта азиатских народов, существует три тысячи лет. Практически столько, сколько эти народы живут и помнят себя. Борьба применялась в качестве развлечения и досуга во время крупных общественных мероприятий, таких, как традиционные праздники, обряды, свадьбы.
Общее у всех исторических видов борьбы – явная опора на силовую составляющую соперников. Несмотря на наличие разнообразных интересных технических составляющих, в них мало осознанного применения принципов биомеханики, характерного для восточных единоборств и более позднего самбо. В современном спорте древним видам борьбы наиболее соответствуют такие как классическая, вольная и на поясах.
В период VII-XIV вв. в Великую Степь стали проникать мусульманские миссионеры. Воинственные степняки считали, что ислам – религия городских жителей, и она связывает их воинский дух и свободу действий. Поэтому ислам не сразу закрепился в Средней Азии, как одна их основных религий.
Принятие ислама народами Северного Кавказа также растянулось почти на тысячу лет по причине их большой этнической и политической дробности. Если в Дагестане, Осетии и Кабарде, например, в XVIII в. уже существовали государственные образования, то горцы Чечни и Западного Кавказа до самого начала XIX в. сохраняли родовой уклад. Поэтому, вряд ли справедливо говорить о влиянии ислама на их единоборства и борьбу, в частности. Развитие борьбы происходило скорее в национальных, а не религиозных традициях.
Тем не менее, стоит отметить благосклонное отношение в Исламе к этому боевому искусству. У мусульман сложилось мнение, что борьбу дал людям сам Аллах, и потому она – богоугодное занятие. Как доказательство приводятся слова, приписываемые пророку: «Ангелы не присутствовали ни при одном из наших развлечений, кроме борьбы и конных бегов».
Фехтование на палках
В период принятия и становления Ислама как религии, среди народов Ближнего Востока и Средней Азии широко практиковалось фехтование на палках различной длины. Иногда подобные поединки проводились под сопровождение музыкальных инструментов.
В поединке соперники выходят на открытое место и по сигналу начинают схватку. Длина палки варьирует от трости «в пояс» до посоха чуть выше человеческого роста. Каждый из соперников атакует своего соперника и защищается от его ударов. Схватка происходит динамично, удары наносятся практически по всему телу. При составлении пар судьи следят за тем, чтобы соперники были примерно одного уровня подготовки. В противном случае, более слабый боец рискует покинуть площадку со сломанной рукой или ногой.
Палочное фехтование напрямую связано с боем на мечах или саблях. В подтверждение этого некоторые исследователи приводят тот факт, что фехтование на палках используется в качестве средства подготовки к поединкам на мечах.
Фехтование с элементами танца заключается в том, что соперники во время схватки придерживаются того ритма, который задают им музыкальные инструменты, или же хлопанье зрителей в ладоши. Но элемент состязания при этом не исчезает. Победа ценится столь же высоко, как в обычном поединке.
Фехтование на палках имеет двойной смысл:
- Избегание лишнего травматизма и кровной мести при межплеменных конфликтных ситуациях. Даже во времена появления огнестрельного оружия, участники такого конфликта, имея за плечами винтовки, предпочитали драться палками и камнями.
- Подготовка к фехтованию на мечах или саблях. Меч, а затем и сабля были основным оружием активной экспансии Ислама. Пророк знал и ценил этот вид оружия и говорил: «Рай находится под сенью мечей, и достоинство меча выше любого другого оружия. Даже когда при помощи другого оружия завоевывают страны и государства, говорят, что они взяли их при помощи меча...».
Метание ножа
Во многих уголках мусульманского мира популярны состязания по метанию ножа или кинжала. Это не удивительно, если учесть, что в ряде арабских стран, странах средней Азии, а также на Кавказе нож (или кинжал) обязан иметь при себе каждый взрослый мужчина. Такой обычай, например, широко распространен в Йемене: по обычаям страны, каждый мальчик, которого уже не пускают в баню вместе с женщинами, так как он достиг возраста мужчины, начинает носить кинжал, который считается признаком мужского достоинства.
Состязания метателей проводятся во время различных праздников. Целью метания может быть произвольный предмет, в который способно войти лезвие ножа или специально изготовленная цель, как это, например, встречается у алжирских туарегов. Ножи метаются в квадратную, сплетённую из пальмовых листьев мишень. Участники один за другим с расстояния примерно в десять шагов кидают свои ножи в мишень. Часто соревнования проводятся под барабанную дробь. Участник поворачивается, переносит вес тела с одной ноги на другую, отводит руку назад и метает нож, стараясь попасть в центр мишени.
Каждый бросает нож по-своему. Иногда это бросок с поворотом всего корпуса, иногда – снизу вверх, иногда – неожиданный молниеносный взмах.
Следует отметить, что на сегодняшний день метание ножей носит фольклорно-развлекательный характер, а не характер практического боевого применения.
Игры-сражения
Отдельное, место между единоборствами и воинским искусством народов исламского мира занимали разнообразные игры-сражения с настоящим оружием, подручными предметами и в виде рукопашного боя. В самом общем виде они представляют собой противоборство двух группировок, с целью удержать свою территорию и вытеснить (прогнать) противную сторону, или же с целью завладеть определенным местом (площадкой, «крепостью»), которое защищает «враг».
Поводом для проведения игр-сражений могла служить вражда между разными частями населенного пункта (или городскими кланами), столкновения между которыми со временем превратились в своеобразное зрелище. Так, в средневековом Фесе (Марокко) традиционно соперничали юноши соседних улиц города и пригорода: неся за собой оружие, они собирались за городом, где и начиналась ожесточенная схватка.
У кабилов Алжира между собой традиционно соперничают представители двух частей общины. Кабилы селятся небольшими замкнутыми общинами с почти полным самоуправлением. Каждая община распадается на два подразделения – «софа». Каждый соф представляет собой организацию взаимной защиты и взаимной помощи, охватывающий целый ряд случаев жизни. Соф функционирует и во время мира и во время войны. Если случается ссора или драка между людьми из разных софов, то друзья и другие юноши и мужчины софа, не вникая в причину ссоры, становятся рядом со своим, и драка делается всеобщей. Драка, начинающаяся с кулаков, часто переходит в настоящее сражение с применением камней, палок, сабель, а то и ружей. Любопытно, что вмешательство женщин, часто прекращает драку.
Но, какова бы ни была конкретная причина происхождения тех или иных игр-сражений, их участники всегда старались атаковать в наиболее подходящие моменты, ловко наносить удары, занимать выгодные позиции для нападения, делать фланговые обходы, быстро преследовать противника или организованно отступать. Другими словами, они являлись неплохой школой тактики.
Все игры-сражения условно можно разделить на несколько видов.
Один вид, это – «каменные сражения». Их суть в том, что команды-соперники перебрасываются камнями, стремясь одна другую обратить в бегство. Метание производится как руками, так и с помощью специальных приспособлений, например пращей, которая у арабов и на Кавказе в прошлом была широко распространена.
В другом виде игр-сражений главную роль играет рукопашное противоборство с применением палок или оружия. В таких играх допускаются удары руками и ногами, захваты за тело и одежду соперников.
Например, арабский путешественник, географ и историк эль-Хасан ибн-Мухаммед эль-Ваззан, известный европейским читателям как Лев Африканский, пишет о городе Фес:
«В определенные времена года молодые люди с одной улицы собираются и дерутся палками с молодыми людьми с другой улицы. Иногда обе партии настолько распаляются, что берутся за оружие, и многие убивают друг друга, особенно в те праздники, когда молодежь собирается за городом. После того свалка заканчивается, они начинают бросать друг в друга камни, и так до конца дня».
Часто для победы требовалось обратить противника в бегство или захватить как можно больше «врагов» в плен, чтобы затем за них получить символический выкуп (а нередко, и вполне реальное вознаграждение).
К числу игр-сражений следует отнести детские игры «в войну», где игроки тоже делятся на две партии, атакующие друг друга, и которые в той или иной мере включают в себя элементы «каменного боя», боя бутафорским оружием, элементы борьбы и кулачного боя.
Отличительной чертой подобных детских игр является отсутствие привязки к каким-либо датам или событиям.
Сюжет сражения присутствует в играх типа «борьбы за возвышенное место», в которой защищающие возвышенность наносят по атакующим удары ногами.
Помимо всего прочего, детские «игры-сражения» сызмальства приучали ребят действовать сообща, подчиняться определенным правилам и своим командирам, стремиться к достижению общей для всех цели.
Набег
С древних времен характерной чертой образа жизни кочевых племён являлись набеги. Бедуины называют их «газу», или «газв» (араб. «поход», «набег»), у туарегов он известен как «эдьен» (или «эд жен»). У туркменов набег имеет название «алман».
Набеги имели место и у жителей Кавказа. У адыгов набег назывался «зек’уэ».
По своей сути набег – это поход на чужую территорию (нападение на племя, селение, караван, обоз) с целью грабежа. Главным объектом грабежа обычно являлись пленники, скот и чужое имущество.
Если на Ближнем Востоке или в Средней Азии набеги осуществляли либо весной, когда крупные стада собирались у колодцев (дождевых прудов), либо зимой – с целью захвата овец, то на Кавказе это была зима, как правило, январь-февраль. «Сезон» набегов объяснялся двумя обстоятельствами – тем, что зимой общинники-горцы были относительно свободны от хозяйственных забот, а также лесистой местностью, которую они занимали. Участники набегов, опасаясь, что в летнее время в густых лесных зарослях возможны засады, предпочитали ждать до полного листопада, когда можно было просматривать местность.
Набеги часто совершали не только ради захвата добычи, но и ради обретения славы и уважения со стороны своего племени (селения). Иногда в набег отправлялись одинокие всадники, которые желали встретить достойного себе соперника и вызвать его на поединок.
Перед отправкой в поход, все воины давали клятву помогать друг другу в бою и честно делить добычу, а также клялись в повиновении вождю. Право быть предводителем имел воин, получивший известность «своей храбростью». Происхождение, в данном случае, не имело никакого значения. У многих народов «военные вожди» в мирное время не обладали никакими привилегиями, кроме почета. Однако в условиях похода предводитель приобретал неограниченные полномочия, и воин находился от него в «безусловном повиновении».
Само нападение происходило «традиционно» и в высшей степени организованно. Налет на аул, село или станицу совершался только ночью, за полчаса до рассвета. Перед тем, как совершить нападение, предводитель производил перегруппировку сил – делил отряд на три части: самые отборные, опытные воины входили в первые две группы, третья составляла интендантскую службу, которая, во главе с одним из воинов, одновременно являлась и резервом. Из двух основных частей предводитель формировал специальную группу, предназначенную для грабежа. Из них же создавались новые авангард и арьергард, которым теперь предстояло действовать в условиях отхода, возвращения домой.
Подойдя к «объекту грабежа», вновь образованный авангард оцеплял поселение. Одновременно в деревню врывалась специальная группа, выделенная для грабежа. В момент нападения эта группа разбивалась на мелкие партии по четыре и более человек. Именно эти партии устремлялись в жилые дома и, захватив их обитателей врасплох, связывали людей, в случае сопротивления убивали, забирали всё, что попадало под руку. Грабеж, как правило, продолжался недолго, не более 30-40 минут. Деревню оставляли по сигналу предводителя. При отходе вновь производилась перегруппировка сил. Теперь часть отряда, ранее являвшаяся арьергардом, брала на себя функции авангарда, обязанного охранять только что захваченную добычу. Бывший авангард, в свою очередь, автоматически превращался в арьергард: в его задачу входило прикрытие от возможных преследователей отступающего отряда.
Отмечено, что при нападении старались лишь обезоружить или ранить своих противников, убийство влекло за собой кровную месть. В случае убийства члена другого племени, убийца должен был заплатить крупную компенсацию. В противном случае кровная вражда могла длиться несколько поколений подряд.
Законы кровомщения показывают нам истинную причину сравнительной бескровности набегов. Действительно, при указанной выше ответственности за каждого убитого, нападающие стараются избежать нанесения смертельных ранений своим противникам, которые в свою очередь, руководствуются теми же соображениями.
Иногда дело решается единоборством отдельных лиц, в котором показывается удаль, ловкость и находчивость, впрочем, такая схватка отдельных бойцов может завершиться обшей свалкой.
Всякий воин, почувствовавший невозможность дальнейшего сопротивления, обращается в бегство, а победитель преследует его, пока бегущий не выбьется из сил и не запросит пощады. Преследователь делает его своим пленником, лошадь и оружие последнего становится достоянием победителя, а сам проигравший остается в плену до получения за него выкупа.
В виду спортивного характера всех неполитических междоусобиц, бегство не считается позором, а лишь средством дальше оттянуть сдачу, которая, в свою очередь, носит тот же оттенок, что и сдача игроком партии.
Участие в набеге считалось делом добровольным, но почетным. Для молодежи это был экзамен на «профпригодность» и возможность доказать свою «взрослость». Всякий набег являлся и школой воинского обучения, это было характерно для мусульманских народов многих регионов. Кроме того, набеги горцев Кавказа рассматривались, как явление, связанное с особенностями экономики горцев, скудности жизненных ресурсов. Достаточно часто совершался разбой, то есть похищение у соседей скота и других богатств, а также захват пленных, которых затем охотно освобождали за порядочный выкуп или продавали на невольничьих рынках в рабство.
Ислам и восточные единоборства
Появление мусульманской традиции восточных единоборств связано с торговлей на Шелковом пути. Носителями данных традиций стали не арабы, а китайцы, принявшие ислам в силу экономической необходимости. Шёлковый путь проходил, в основном, по мусульманским странам, где для купца, проводящего большую часть жизни в пути, единая религия со страной пребывания имела большее значение, чем национальность и обещала дать вдали от дома хоть небольшую, но поддержку. Это было лучше, чем ничего, а поскольку китайские охранники караванов, принявшие ислам, продолжали заниматься своими единоборствами и после его принятия, то постепенно появилась мусульманская традиция восточных единоборств. Арабские купцы, в свою, очередь старались с уважением относиться к китайской культуре, включая и их единоборства, поскольку это позволяло рассчитывать на то, что китайские чиновники будут относиться к ним не как к варварам.
В средние века торговцы из исламских государств Ближнего Востока и Средней Азии приезжали в Китай по Великому шелковому пути. Часть из них оседала на постоянное жительство. Приезжали и проповедники, распространявшие учение ислама, им удавалось обратить в свою веру некоторых жителей Срединной империи. При династиях Тан и Сун, то есть до XIII века, мусульманское население Китая постепенно увеличивалось за счет иммигрантов, приезжавших по суше и морю – астрономов, математиков, врачей.
С 1219 года, когда Чингиз-хан пошел войной на запад, в Китай стали переселять мусульман с завоеванных территорий – персов и арабов. В официальных документах их называли «хуэйхуэй». В 1275 г. в соответствии с указом императора постепенно в Китае сформировалась особая национальная группа – хуэйцзу («мусульмане»).
В течение семисот лет своего существования национальная группа хуэйцзу была тесно связана с войнами и восстаниями. Это способствовало широкой популярности боевых искусств среди китайских мусульман. Хуэйцзу рассматривали ушу как священнодействие, стимулирующее дух мусульман.
Согласно трактату «Цзисяо синьшу» («Новая книга записей о Достижениях [в военном деле]»), который написал знаменитый генерал времени династии Мин Ци Цзигуан, в то время прославились три школы боя с копьем – школы семей Ян, Ма и Ша. Семьи Ма и Ша являлись мусульманскими. Популярный среди мусульман стиль «хуэйхуэй шиба чжоу» («18 мусульманских локтей») считался «квинтэссенцией боевой техники». Такие стили как «цзяомэнь таньтуй» («исламский таньтуй») и «чжацюань» («кулак Чжа») являлись типичными стилями мусульман.
Хуэйцзу широко расселены по всему Китаю небольшими группами. Поэтому трудно сказать, какие стили ушу являются чисто мусульманскими, мы лишь констатируем факт их наличия.
Современный ислам и боевые искусства
Ислам – всепроникающая религия, но не застывшая в своем развитии, и богословы вынуждены реагировать на противоречия, возникающие между стремительно меняющимся миром и религиозными догматами. Касается это и отношения к боевым искусствам.
Это отношение, в целом, положительное, поскольку ислам призывает мусульман быть сильными и использовать дозволенные средства для приобретения этой силы.
Но в то же время мусульманин должен сохранять чистоту и правильность своей веры. Занимаясь спортом или какими-либо упражнениями, он должен держаться подальше от верований и практик, которые вступают в прямое противоречие с непреложными доктринами исламской веры.
Боевые искусства и упражнения – это эффективный метод достижения баланса и гармонии между телом и разумом, и кроме того, они помогают развить самоуважение и дисциплину, которые являются важнейшими условиями успешной жизни.
Однако, такие боевые искусства как айкидо, карате и т.д., наполнены оккультными, мистическими или метафизическими доктринами, или системами верований и практик, противоречащими исламу.
Мусульманам разрешено заниматься этими боевыми искусствами, только если их можно очистить от этого багажа. В духовном плане для мусульманина существуют только два достоверных источниках – Коран и Сунн.
Большинство восточных метафизических или мистических систем основаны на пантеистическом взгляде на мир, который уравнивает мир с Богом и Бога с миром, в то время, как исламский взгляд на мир предполагает четкое разграничение между ними. Следовательно, мусульманин не должен принимать ни подобный взгляд на мир, ни основанные на нем практики.
Достаточно интересно отношение в исламском мире к ударным единоборствам и боксу, в частности. Пророк призывал своих последователей к занятиям спортом и упражнениями, которые, будучи безопасными, сохранят тело здоровым. В исламе считается недопустимым нанесение телесных травм при занятиях спортом. Нанесение травм как ответной меры, ислам также категорически запрещает, будь то мусульманин или не мусульманин.
Бокс и другие ударные единоборства подразумевают направление ударов в голову и лицо. Это запрещено в исламе согласно хадису Пророка: «Коль кто из вас сражается (в другой версии – дерётся) с человеком, он не должен бить его по лицу. (Аль-Бухари и Муслим)».
В этой связи, интересно было бы узнать у мусульманских богословов их отношение к Мухаммеду Али, величайшему из боксеров (Кассиусу Клею до принятия ислама), да и к остальным боксёрам, участникам боёв без правил и прочим спортсменам ударных единоборств. Насколько нам известно, их очень много на Кавказе, а Кавказ у нас большей частью придерживается Ислама.