Боевые искусства мира

Одной из главных отправных точек возникновения неоязычества стал поиск обществом национальной идеи, чем помимо прочего и можно объяснить повышенный интерес к изучению истоков этого типа религиозности.

При этом корни языческого возрождения кроются еще в дореволюционном прошлом России – творчестве А. Блока, К. Рериха, И. Стравинского, исследованиях народных ремесел, художеств, фольклора.

Неприятие подавления личности современным технократическим обществом, а также технологические прорывы в информационной сфере, и прежде всего Интернет подтолкнули исследователей фольклора и людей, интересующихся прошлым России, на поиск альтернативной идеологии, основанной на национальных ценностях. Это явилось одной из причин возникновения  неизбежного интереса к воззрениям дохристианской Руси.

В современной жизни от человека требуется большая самостоятельность и ответственность при принятии решений, а также целеустремлённость в их реализации. В такой ситуации традиционные религии и прежде всего христианство с его смирением и покорностью не справляется с удовлетворением духовных потребностей некоторой части населения, активно ищущей духовные основы, которые в достаточной степени отвечали бы вызовам современности. На этой почве и начали развиваться национальные неоязыческие верования.

Краткое описание неоязычества

Современное язычество представляет собой комплексное мировоззрение, основа которого – путь личного самосовершенствования с использованием самостоятельного мышления. Приверженцы родноверия уверены, что эра религий, как структурированных, иерархичных вероучений, прошла, и будущее – за индивидуальным поиском самих людей.

Мир, по мнению неоязычников, живет по Вселенским законам, в которых отсутствуют идеи добра или зла. Законы внеморальны и не имеют никакого отношения к человеческой морали и морализаторству. Но в них есть «принцип целесообразности», т.е. следование тому пути, который наиболее  удобен и наименее вреден.

В понятии «выбора» и есть ключ к этике. Этика язычника – это, образно говоря, «этика электрика», которая гласит «не суй палец в розетку, не потому, что это неэтично, а потому, что убьёт». Представление о законе причины и следствия – это основной постулат веры. Всякое действие влечет за собой как последующее новое действие, так и противодействие окружающего мира.

 Свобода в неоязыческом понимании – это свобода выбора, возможность следовать или не следовать Вселенским законам. Несколько основных простых и логичных постулатов: «Из силы и слабости – выбирай силу (иначе погибнешь!)», «Из знания и невежества – выбирай знание (иначе будешь невеждой!)».

Особое место в неоязыческой идеологии занимает культ предков. Постулируется неразрывная связь между предками и ныне живущими, считается, что духи предков покровительствуют своему роду.

Большинство неоязычников выражает такое мнение: «Наши Предки шли разными путями. Какой бы веры они ни были, роднит их одно: именно они веками поддерживали Великую Нить Жизни. Нет необходимости до конца и безоговорочно разделять их взгляды и одобрять поступки, но Предки наши священны, как жизнь давшие. Лучший способ почитания Предков – вечная память о них, участие в продолжении жизни рода, укреплении своего народа. Не запятнать имя отцов, оставить о себе добрую память у потомков и после смерти самому войти в тысячелетний пантеон прародителей».

 Славянские неоязычники о своей вере говорят так: «Наша Вера – природная, ведическая, языческая. Слово «язычество» происходит от корня «языкъ», что в старославянском языке означает «народ, племя». Например, «встанет языкъ на языкъ; да един ч(лове)къ оумьретъ за люди. а не вьсь языкъ погыбнетъ; въскую шяташя ся езыци; яко пр(оро)ка бо въ языцехъ положихъ тя». Таким образом, предлагается считать, что «язычество» для славян есть, прежде всего, народная, исконная, славянская Языческая традиция. (Выдержки из Основополагающего документа Международного объединения последователей дохристианской Традиции, Круга Языческой Традиции, основанного в марте 2002 года).

Главным источником религиозно-философских взглядов неоязычников стала «Велесова книга». Популяризаторами этой книги были журналисты и литераторы патриотической ориентации (Игорь Кобзев, Дмитрий Жуков, Валерий Емельянов, Валерий Скурлатов, Юрий Бегунов, Александр Асов и др.). Также они опирались на взгляды первых неоязычников 70-х годов ХХ века и их антихристианские работы, особенно Анатолия Иванова (Скуратова) «Тайна двух начал» (1971) и «Христианская Чума» (1978), ставшими культовыми для современных родноверов. Также, значительную роль в формировании мировоззрения современного неоязычества сыграла книга В.А. Истархова «Удар русских богов», на страницах которой автор выступает с пропагандой древних славянских верований и с критикой христианства, высказывая мысли об ошибочности принятия в своё время Русью данной религии.

На сегодняшний день родноверие не является застывшим религиозным учением со сложившимися канонами и догмами. Это комплекс религиозно-философских взглядов, постоянно развивающийся вместе с изменяющимся миром, но опирающийся на древнерусские духовные основы.

 Несмотря на некоторое различие в пантеоне богов и взглядах на историю древнеславянской веры в языческих общинах, суть неоязычества в основном сформирована и заключается в следующем:

Исторической базой является научная гипотеза об исходе индоевропейцев (ариев) из своей прародины Даарии, из-за катастрофы планетарного масштаба. Они расселились на территории современной Евразии. Часть из них достигла Индии, где передала свои верования и информацию об истории цивилизации и научно-технических достижениях местному населению. После ряда последующих миграций индоевропейцы окончательно закрепились на территории современной России и Европы. За этот период была утеряна часть древних знаний, а религия видоизменилась и приняла форму известную до принятия христианства и несколько отличную в каждой местности. Есть среди неоязычников и сторонники палеоконтакта,  в частности, представители инглиизма, который является одним из направлений славянского неоязычества.

В 90-е годы наша история освещалась в неприглядном свете. Патриотически настроенный человек не мог поверить, что история нашего народа всегда была такой мрачной, а потому искал альтернативные знания. Когда в официальных СМИ и в некоторых исторических учебниках говорилось о том, что «Россия – это тюрьма народов», а «русский народ – рабский народ», человек хотел видеть иную, пусть и полумифическую историю, что давным-давно его предки были великими, сильными и могучими. Естественно, такая история любому человеку нравится гораздо больше, на нее хочется опираться и ею гордиться.

Не секрет, что недругами России история часто преподносится искаженно с целью показать, что русского народа нет, что его история – это история постоянных ошибок и преступлений. Естественно, что тот, кто не желает мириться с такой навязанной «реальностью», обязательно будет искать альтернативные взгляды на историю.

Религиозной базой стала доктрина «Правой веры», заключающаяся в триаде «правь–навь–явь».

«Правь» – одно из основных понятий славянской философии. Понимается, как всеобщий закон, установленный Дажьбогом, согласно которому существует мир. Это понятие подобно «саттве» в индийской философии (ясность, абсолютная реальность гармония). «Правь» – это истина, законы, управляющие реальностью, высшие этические принципы.

«Правь», в понимании славян V-VI веков, являлась верховным управителем всего мироздания, включая человеческую судьбу. «Правь» олицетворяет божественный, правящий мир, является символом мудрости, справедливости, законности и божественной мощи. «Правь» – это закон, установленный Родом, отсюда «жизнь по Прави», отсюда –  «Правило». «Правь» – гармоничное сочетание пути к будущему и сохранения традиций прошлого.

«Явь» – светлая сила, управляющая миром, и одновременно сам этот светлый мир, «Белый свет». Ей соответствует «янь» в восточной философии. «Явь» – земной, материальный мир. «Явь» – жизнь. «Явь» – прогресс. Противостоит «Нави».

 «Навь» – тёмная сила, управляющая миром, одновременно загробный мир, «Тот свет». Ей соответствует философское понятие, аналогичное понятию «инь» в восточной философии. «Навь» – мир предков, потусторонний мир. «Навь» – память о прошлом.

Иногда в триаду «правь» – «явь» – «навь» добавляют ещё и «славь».

«Славь» – это мир богов, куда стремились попасть предки славян, подсознательно помня, что русичи – дети Богов. Славить – это вспоминать предков и богов (у славян младшие боги были обычные люди, прославившиеся справедливыми делами), а «правь» – это путь человека к миру «слави».

Идеологической базой родноверия является жизнеутверждающий принцип: «Мы, русичи, – не рабы, но дети своих Богов и своей Земли. Мы почитаем Богов как старших в своём роду, не пресмыкаясь перед ними, а доказывая делами, что достойны быть их наследниками». Это значительно отличается от принципа «моисеевых» религий, где иерархия «бог – человек», «господин – раб», с точки зрения неоязычников, вряд ли является полезной для раскрытия духовных и физических способностей человека.

Неоязычество считают политеистическим верованием, тем не менее, оно объединило в себе единобожие и многобожие. РОД – почитается как единый бог, и одновременно он многолик: все Родные Боги – его лики, его проявления. Такое строение сами неоязычники называют Родобожие. Боги олицетворяют различные силы в природе и в человеке, а Род – то неназываемое, неописуемое, что порождает и охватывает все эти силы, оставаясь больше их.

По мнению неоязычников, на смену лживой «эпохи рыб» в XXI веке приходит «эра водолея». В результате данной смены эпох наступит господство нового миросозерцания, соответствующего принципам славянского неоязычества.

На данный момент оформились два основных культа – Перуна (воинский) и Велеса (мистико-философский).

С культом Перуна – бога воинов связано появление славянские боевых искусств – «ратоборств». Основателем связи родноверия и боевых искусств стал А. Белов (Селидор), филолог по образованию. Именно он разработал комплекс славяно-горицкой борьбы, основанный на славянском мировоззрении, как противовес восточным единоборствам с их восточной идеологией.

Боевые искусства

В наше время славянские боевые искусства – «ратоборства», оформились как некий идентификационный признак движения неоязычников. Фактическим лидером этого этапа (помимо других – Златояр, Лют, Медведь) стал Александр Белов (Селидор). Именно Селидор разработал комплекс славяно-горицкой борьбы, ставший определенным символом современного неоязыческого движения.

Славяно-горицкая борьба, в отличие от восточных единоборств, основана на ином мировоззрении и несколько иной технике построения боевых движений.

Интерес к славянским боевым искусствам возник у Белова после занятий модным в конце 70-х годов карате. Тогда же его заинтересовал вопрос о существовании аналогичной системы в России. С помощью этнографа Б.В. Горбунова, специалиста по обрядовой народной борьбе, снабжавшего Белова информацией о сохранившихся обычаях, во многом опираясь на которые, он и выработал систему славяно-горицкой борьбы. Первые публикации о воссоздаваемой системе появились еще в 85-86 годах (в журнале «Клуб»), их появление стало в то время сенсацией. Тогда же Беловым был организован «Национальный клуб древнерусских ратоборств», который до середины 90-х годов являлся главным и фактически единственным центром славяно-горицкой борьбы. Название «Славяно-горицкая борьба» было придумано Беловым от слова «горица» – «курган», где на тризне, в память по усопшим, проводились ритуальные поединки. Характер этих поединков, по мнению Белова, был не соревновательный, а состязательный, т.е. смысл поединка состоял не в победе, а в демонстрации силы и удали. На основе этнографических экспедиций Белова и отзывов читателей на публикации был выработан главный принцип борьбы – активное передвижение, одновременно с активным использованием коленных и локтевых суставов. При этом техника боя построена на импровизации – в славяно-горицкой борьбе нет понятия «стойки», многие борцы называют ее просто «русской дракой», без многочисленных предварительных условий, соревновательных стандартов.

Можно выделить следующие основные разновидности стилей славяно-горицкой борьбы:

  1. «Велесова боротьба» (Велесова борьба), своеобразный аналог греко-римской борьбы.
  2. стеношная борьба (стенка-на-стенку).
  3. Охотницкий бой – активное передвижение вокруг противника, атака наскоком.
  4. Подсайдашный бой – с холодным оружием. 

К 1996 году славяно-горицкой борьбой занималось по разным опросам от 10 до 40 тысяч человек, но далеко не все из них являлись язычниками, значительная часть воспринимала борьбу только как один из видов боевых искусств.

В 1998-1997 году Белов основал «Всемирную лигу славяно-горицкой борьбы», резко сузив круг ее участников, по его собственному признанию, до 200 человек (однако, по другим сведениям, их количество не превышает 50-ти человек). Все остальное движение раскололось на множество клубов. Главным культом подобных клубов стал культ Перуна – бога воинов. Именно круги, близкие к Белову, формировали первые языческие славянские общины в провинции. Распространение школы ратоборства по России являлось фактическим распространением язычества. На этом этапе многие заинтересованные новым видом боевых искусств постепенно переходили в язычество. Если раньше группы-общины были в основном в крупных городах, таких как Москва, Петербург, что обуславливалось большим количеством исследователей народной культуры, то на этом этапе язычество фактически распространилось по всей стране и стало фактом общественно-религиозной жизни.

В связи с ростом популярности нового вида единоборств, его достаточно четкой религиозной окраске, резко вырос авторитет самого Белова и на данном этапе стал олицетворять движение в целом, хотя Белов был главой лишь своей общины, хоть по тем временам и крупнейшей в стране.

 На современном этапе можно отметить созданную Максимом Шатуновым (Ведиславом) в Саратове федерацию русского боевого многоборья (РБМ). Как считает создатель, это современное русское единоборство, в котором сформирована соревновательная программа спортивного восьмиборья.

Схватка состоит из трёх частей. Первый двухминутный кон проводится по правилам русской народной поясной борьбы. После минутного перерыва, второй двухминутный кон проводится по правилам русской народной борьбы «на вороток», где разрешён только обоюдный равноценный захват одной рукой за ворот, который нужно сохранять до окончания эпизода схватки. Третий кон проводится по свободным правилам. Разрешены болевые приёмы на все крупные суставы, удушающие приёмы, проводимые руками и одеждой, любые безопасные броски. Эта соревновательная дисциплина получила название великорусская борьба

Вид боя, соединяющий традиции и технику русского кулачного и рукопашного боя с приёмами борьбы, бытовавшими на Руси, получил название штурмовой бой.

Бойцы ведут преимущественно одновременные наступательные действия, соблюдая правило встречного боя. Более того, действия ведутся с предельной быстротой, ведь время одного кона составляет всего 20 секунд. Таких конов всего восемь, между ними двадцатисекундные перерывы на отдых. Таким образом, получается современный сплав ударных и бросковых приёмов, выполняемых с предельной плотностью.

Также в спортивном восьмиборье РБМ представлены фехтование на штыках, фехтование на палках и фехтование на ножах.

Одной из основных составляющих идеологии РБМ стало славянское язычество. Шатунов считает, что РБМ создано для носителей этнически ориентированного сознания и опирается на представления, выработанные со времён арийской общности европейских народов, и духовный багаж древних священных источников: Авесты, Ригведы, русских былин. По мнению автора, сама идея спортивных состязаний глубоко языческая и не имеет никакого отношения к однобогим мировым религиям ближневосточного и восточного происхождения.

Создатель РБМ пришёл в русские единоборства через занятия боксом и восточными боевыми искусствами. Осознав, что они имеют национальную принадлежность, начал поиски русских единоборств. Возникшие вопросы отчасти разрешили публикации конца 80-х годов ХХ века, выходившие в журналах «Наука и религия», «Спортивная жизнь России», «Клуб», «Молодой коммунист», автором которых был основатель славяно-горицкой борьбы А. Белов. Пройдя курс для инструкторов по славяно-горицкой борьбе, Шатунов активно развивал это ратоборство с 1994 по 1998 год. В ходе занятий единоборствами написал несколько книг: «Русская профессиональная драка», «Русская здрава», «Русская боевая гимнастика», «Русский кулачный бой», «Русская драка ногами», «Великорусская борьба».  Также выпустил серию учебных фильмов, куда к описанному в книгах материалу добавил методику штыкового и палочного боёв.

Со временем автору стало тесно в рамках славяно-горицкой борьбы, и он начал развивать собственную концепцию русского единоборства, основанного на идеологии родновения, что и вылилось в создание РБМ.

Из других школ славянских единоборств можно отметить бузу и скобаря. Буза основана Григорием Базловым, профессиональным этнографом и создана на традиции деревенских кулачных артелей северо-запада России и, как утверждает Базлов, боевой системе рода князя Бориса Голицына. Сегодня буза – это система, с одной стороны, традиционная, с другой – синтезированная. В ней нет явной опоры на язычество, но поскольку кулачные бои никогда не поддерживались христианством, то духовная основа бузы лежит именно в язычестве.

Питерский скобарь, основанный Вадимом Грунтовским, является синтезом реконструкций дохристианский воинских традиций и системы подготовки войсковых разведчиков.

Украинские национальные боевые искусства также мифологизированы и ориентируются  на язычество, часто при внешней христианской атрибутике. Так, по утверждениям основателя системы Спас Леонида Безклубого, он обучался этому единоборству у своего деда, получившего его от своих предков – украинских казаков. Однако есть исследования, доказывающие, что некоторые начальные знания он получил от родного дяди, служившего во время Великой Отечественной войны в подразделении НКВД «СМЕРШ».

Идеалы «неоязычества» с их активной позицией во многом импонируют современной активной молодежи и притягивают к себе представителей различных единоборств. Много людей уходило из восточных единоборств в русские стили из-за культурной несовместимости: мы – православная цивилизация, а каратэ тесно связано с дзэн-буддизмом, ушу – с даосизмом. Тот, кто не нашел опоры в православном христианстве, неизбежно оказывается в духовном пространстве неоязычников.

Само неоязычество с воинским культом Перуна поддерживает спорт и спортивные единоборства. Занятия борьбой, боксом, а также боевыми системами, основанными на рационально-научных концепциях и опирающимися на современные армейские школы подготовки, вполне гармонично сочетаются с «неоязыческим» мировоззрением.

Критика родноверия 

Заранее оговоримся, мы сознательно уходим от богословских споров и не рассматриваем истинность или ложность божественных посылов родноверия.  Нам интересна практическая польза или вред этой религиозно-философской системы.

В различных слоях общества, а также религиозных и общественных организациях нет однозначного отношения к родноверию. Критика, которая содержится в нападках на эту религиозно-философскую систему, зачастую носит конструктивный характер и имеет под собой здравый смысл и вот почему:

– Все эти философские измышления рассчитаны на достаточно самостоятельную и активную часть людей, но ведь существует большое количество тех, кто к такой самостоятельности не готов, не имеет желания нести ответственность за свои мысли и поступки или не приучен к самостоятельным решениям. Таким людям легче и проще жить в лоне устоявшихся религий, дающих утешение «униженным и оскорбленным». Эти люди составляют немалую часть нашего общества, но на работу с ними родноверие не направлено.

– Другим слабым местом в родноверии является отсутствие единого управления и понятной иерархии. Если основные религии имеют устоявшуюся систему управления, финансирования, большое количество недвижимого имущества, а также опыт выстраивания отношений с властью, то разрозненные родноверческие общины такого опыта не имеют. Их представители, то стоят на ярко выраженных патриотических позициях и поддерживают власть, то находятся в оппозиции, критикуя властные структуры по поводу и без.

– Ещё одним слабым местом в родноверии является концепция того, что мы дети своих богов и отношение славян со своими богами – это родственные отношения. Для некоторых представителей славянских национальностей это приемлемо и приятно, но у нас многонациональная страна. Мы не уверенны, что такая позиция будет по нраву представителям неславянских национальностей. Они, в свою очередь, вспомнят своих «родных богов», с которыми выстроят «особые отношения». Все это путь к розни на религиозной почве. К слову сказать, в христианстве тоже есть понятие «богоизбранного народа», но тему эту научились грамотно обыгрывать, хотя бы тем, что Спаситель своей смертью и последующим воскресением принёс спасение всем народам. В исламе Аллах изначально был родовым богом Мекканских курейшитов, но опять же, согласно Корана, он обещает равные права и равное отношение ко всем в него уверовавшим. Так что, если лидеры славянского неоязычества имеют претензии на более всеобъемлющий характер своего движения и рассчитывают на поддержку россиян неславянских национальностей, им придётся поработать над совершенствованием неоязыческой концепции.

– Нет подтвержденных древних писаний, или каких-либо других документальных источников, которые могли бы быть положены в основу религиозно-философского учения. «Велесову книгу», большинство учёных-лингвистов считают подделкой, а историю её находки и последующей публикации весьма мутной. «Славяно-арийские веды», как и «ВсеЯСветная Грамота» вообще не выдерживают никакой критики. Так что христианство со своей Библией или ислам с Кораном как религии, имеющие древние источники, выглядят более убедительно.

– Возможность обоснования ненависти к инородцам или последователям других религий путем провозглашения себя «арийцами» и «носителями истины» (подчас в последней инстанции) дают материал для идеологической базы неофашистов. Официальная идеология гитлеровской Германии открыто базировалась на оккультизме и неоязыческих культах. Именно из языческой основы гитлеровской Германии выросла тема национального унижения «неарийского» населения. Таким образом, существует опасность примыкания к родноверию и объединению на его основе фашиствующих элементов и радикальных националистов.

– Неоязычество в целом и родноверие в частности дают почву для «майданных» настроений. Западные спецслужбы давно разглядели этот потенциал. Если для мусульманских стран дестабилизирующей силой служит радикальный ислам, то в христианском мире он не работает. А вот некоторые неоязыческие принципы очень подходят для внутренней подрывной работы. Так, например, столкновение националистов-язычников с мусульманами может стать эффективным детонатором для дестабилизации общества по сценарию цветных революций.

– Культ силы и мужественности, характерный для язычества, способствует стремлению молодежной части неоязыческой аудитории к занятиям ратоборствами, стрелковыми тренировками и совершенствованию прикладных воинских навыков. Само по себе это опасности не несет, но при умелой манипуляции молодых людей, бездумно придерживающихся данного религиозно-философского течения, можно сделать слепой силой и «пушечным мясом» в руках экстремистов и радикалов. Наглядный пример сегодняшнего дня – украинские добровольческие батальоны, набранные из националистов, часто придерживающихся неоязыческих взглядов.

Мы используем куки

Некоторые из них необходимы для работы сайта, в то время как другие помогают нам улучшить удобство использования сайта (отслеживающие файлы cookie). Решите для себя, хотите ли вы разрешить использование файлов cookie или нет. Обратите внимание, что если вы их отклоните, то не сможете использовать все функции сайта.