Использование проекционного оборудования
Использование проекционной аппаратуры позволяет разнообразить обстановку и вести огонь по реальному изображению противника, а не условной мишени.
К тому же стрельба по проецируемому на экране изображению задействует умственную активность в оценке обстановки, определении целей и очередности поражения.
Раньше для этого производилась съемка сцен вариантов задач на цветную обращаемую пленку (слайды) и использовался диапроектор. Сейчас используется компьютерный проектор, возможности которого несравнимо выше.
В тире устанавливаются бумажный экран примерно 4х2 м. Объем работ по оборудованию тира минимален – закрепить на высоте около 2 м от пола брус для крепления экрана и подвесить под потолок полку для проектора. Удаление полки от экрана подбирается экспериментально, исходя из условия, что размер фигуры человека на экране должен соответствовать его росту. Достоинством этого способа является высокая степень реалистичности отображаемой обстановки, возможность предложить обучаемым практически неограниченное число вариантов одной и той же задачи, в разных условиях внешней среды.
Недостатком является статичность предлагаемого обучаемому варианта в ходе выполнения задачи. Частично преодолеть этот недостаток можно использованием последовательной демонстрации кадров одной и той же сцены с изменениями, соответствующими наиболее вероятному решению обучаемого (Рис. 1). Для усложнения условий выполнения задачи можно использовать также ограничение времени показа кадра.
В целом алгоритм выполнения огневой задачи с использованием проекционной аппаратуры выглядит следующим образом:
- Руководитель заряжает проектор слайдами с вариантами обстановки, выключает освещение мишенного поля, оставляя лишь сумеречное освещение на заднем плане либо слабое местное освещение у руководителя.
- Обучаемый входит в слабо освещенный тир, докладывает руководителю о готовности к выполнению упражнения, по его команде приводит оружие в положение, соответствующее условиям огневой задачи, и начинает движение в сторону экрана.
- По выходе обучаемого на установленную дистанцию руководитель с пульта включает проектор и осуществляет показ варианта обстановки огневой задачи, причем каждому обучаемому показывается свой вариант, неожиданный для него.
- По истечении времени выполнения задачи руководитель прекращает показ (выключает проектор), дает команду разрядить оружие, контролирует ее выполнение.
- После проверки оружия проектор снова включается, и руководитель с обучаемым осматривают экран, фиксируя попадания и оценивая степень поражения целей. Осмотренные пробоины заклеиваются.
Следует подчеркнуть необходимость надежного закрепления проектора на полке, исключающего случайный его сдвиг во время выполнения задачи или после ее выполнения до окончания контроля результатов стрельбы. В противном случае сдвиг изображения на экране относительно пробоин сделает невозможным оценку результатов стрельбы.
Независимо от выбранного способа создания обстановки огневой задачи при их отработке должны выполняться следующие основные правила:
- Обучаемый не должен знать заранее вариант обстановки, показываемый ему при отработке задачи.
- В ходе выполнения задачи обучаемый должен непрерывно совершать перемещения. Они могут быть заранее определены инструктором или выбираться обучаемым самостоятельно в зависимости от задачи. Статичное положение обучаемого на время подготовки и производства прицельного выстрела (около 2 сек.) считается грубейшей ошибкой.
- Задачи должны отрабатываться в условиях жесткого лимита времени.
Использование правил и оборудования для практической стрельбы
Стрелок, занимающийся по системе СБОР, с уверенностью может выступать в соревнованиях по правилам ассоциации практической стрельбы. Из всех разновидностей стрельбы, практическая наиболее близко приближена к реальным огневым ситуациям, которые могут возникнуть в жизни (Рис. 2).
В соревнованиях накрывается сложная обстановка, в которой присутствует различное количество мишеней на разных дальностях. При выполнении упражнений стрелок перемещается, производит смену магазинов и все это он должен делать максимально быстро. Это похоже на упражнения по выполнению комплексных задач в системе СБОР.
Оригинальность и простота разработанных для применения в практической стрельбе мишеней говорит о большом тренировочном опыте, который помог избавиться от лишнего. Есть падающие железные мишени и не падающие, а издающие звук при попадании пули, есть качающиеся (имитирующие человека выглядывающего из за угла) и другие. Не стоит забывать, что это спортивные мишени, а для тренировки стрелка к самообороне лучше подходят мишени, повторяющие силуэт человеческого тела и сходные с ним по размерам (Рис. 3).
В практической стрельбе, как и в нашей системе, используется многократное повторение действий на фоне усталости, которое приводит к оптимизации движений и правильному распределению центра масс. При этом отсутствует бездумное механическое заучивание движений. Применяется стрельба с левой руки, стрельба из неудобных положений и различные способы перемещения. Происходит задействование концентрации интеллекта и физических сил спортсмена.
В практической стрельбе присутствует стрельба в движении и с неустойчивых положений. В способах передвижения, стойках и положения для стрельбы есть много общего, пришедшего из естественного отбора наиболее рациональных способов ведения огня. Есть и разница, она вызвана тем, что система СБОР максимально унифицировала движения рукопашного боя и стрельбы, в чём практическая стрельба не нуждается.
С нашей точки зрения самую главную ценность практической стрельбы представляет та оригинальная система подсчёта результатов стрельбы, позволяющая определить способности каждого стрелка в быстром и точном поражении мишеней. Именно она и позволяет проводить соревнования с веселым азартом, нервным напряжением и быстрой динамикой. Разрабатывая свою систему подсчета, мы учитывали и синтезировали лучшее, что есть в практической стрельбе.
Не стоит забывать, что практическая стрельба это всё-таки веселый и увлекательный спорт, а не система самозащиты. При выполнении упражнений в практической стрельбе абсолютно не учитывается необходимость собственной маскировки и защиты от вероятного огня противника. Там все сконцентрировано на как можно более быстром поражении мишеней, но если в реальной ситуации стрелок будет пренебрегать мерами защиты от огня противника, его судьба будет трагична.
Особо хочется отметить разработанный и используемый для фиксирования результатов в практической стрельбе прибор – «спид-таймер» (Рис. 4). Очень удобная и практичная вещь, использование которой в стрельбе по системе СБОР избавило нас от необходимости «изобретения велосипеда».
При выполнении стрелковых упражнений остается сложность оценки и тренировки правильного навыка защиты и ухода от огня противника. Чтобы восполнить этот пробел, необходима тренировка с пейнтбольным оборудованием.
Использование пейнтбольного оборудования
Пейнтбольное ружье (маркер) позволяет с достаточной степенью достоверности моделировать ситуации, которые возникают в ходе огневого контакта. При попадании в препятствие шарик разбивается, окрашивая определенным цветом место попадания. При попадании в человеческое тело оставляет синяки и ссадины, а попадание в глаз может вызвать потерю зрения. Такая степень травматизма требует от стрелка использования специального защитного снаряжения (оно идет в комплекте с ружьями). Бойцы специальных подразделений в качестве защитного снаряжения применяют бронежилет и каску с забралом, используемые в реальном бою. Они дают возможность сделать занятия еще более реалистичными (Рис. 5).
При работе с оборудованием моделируются отдельные задачи, повышающие индивидуальную подготовку стрелка в перемещении и выходе на выгодную позицию. В этом случаи определяется участок простреливаемый «противником», место которого обусловлено. Стрелок преодолевает данный участок с использованием изученных способов перемещения и ведения огня, стараясь быть не пораженным «противником». После преодоления участка инструктор указывает ошибки и способы их устранения.
В дальнейшем разыгрываются различные ситуации с большей свободой действий обучаемых и использованием тактической обстановки. В коллективных комплексных задачах используются не только элементы перемещения, но и тактики. Стрелкам важно помнить, что укрытия должны не пробиваться реальной пулей, а не шариком пейнтбола. Тактические приемы должны соответствовать применяемым в реальном огневом контакте, а не приемам пейнтболистов во время игры. К недостаткам пейнтбола можно отнести то, что маркер по своей форме, работе механизмов и траектории полета шариков лишь отдаленно напоминает стрелковое оружие. При его использовании не закрепляется навык стрельбы из настоящего оружия (Рис. 6).
Сама игровая динамика пейнтбола увлекает и подталкивает участников на действия, которых они никогда не будут производить в боевой ситуации с реальным орудием. Так в пейнтбольных командах часто жертвуют одним из игроков, для достижения командной победы, что вряд ли применимо в спецоперации. Определение свой-чужой в игре не имеет реальной степени ответственности, поэтому бывает, что в игре стреляют по своим. В целом игра способствует гармоничному развитию как абстрактно-логического, так и наглядно действенного мышления бойца.
Несмотря на то, что пейнтбол позволяет достаточно точно моделировать боевые ситуации, протекание игры в корне отличается от реального огневого контакта.
Очень важно включать в занятия с пейнтбольным оборудованием элементы рукопашного боя. Это поможет избежать стереотипа на применение оружия. На занятиях по огневой подготовке формируется привычка все задачи решать огневым контактом. В итоге при столкновении на минимальных дистанциях стрелки проигрывали, пытаясь достать оружие, когда противник уже достал свое и готовиться к выстрелу.
Если в ходе словесного контакта «противник» достал оружие и пытается открыть огонь с дистанции не более одного метра, вместо атаки на оружие стрелки отпрыгивают и пытаются доставать свое оружие. В итоге оказываются «расстрелянными» в упор. Рекомендуется идти наперехват оружия в ходе его доставания и попытки наведения на вас. Это позволяет огневой контакт перевести в рукопашную схватку, в которой боец, владеющий системой СБОР, имеет больше шансов на победу.