Первый этап формирует базовые навыки стрельбы без визуального контроля оружия на основе чувственного восприятия его положения в пространстве.
У обучаемых формируется четкого представления о базовой стойке и механизме действия сил при выстреле. Здесь разрешается визуальный контроль положения тела в стойке. Основное внимание должно быть сконцентрировано на формировании четкого и однозначного чувственного восприятия собственного тела в стойке, положения оружия относительно тела (Рис. 1).
Для этого обучаемый становиться в базовую стойку с положением оружия для стрельбы от бедра. Ось канала ствола параллельна оси предплечья сагитальной плоскости тела. Зрением контролируется положение оружия и правильность стойки до появления устойчивого навыка. По мере формирования навыка приведения в базовую стойку снимается визуальный контроль за положением оружия в руке и руки относительно тела. Обучаемый приступает к тренировкам с лазерной указкой (Рис. 2) (В настоящее время существуют указки, вставляемые в ствол боевого оружия (лт 310), так и полномасштабные копии оружия (МР 654к) и боевым оружием в холостую. Обучаемый становится напротив мишени, имитирующей фигуру противника в полный рост, и совершая нажатие на спусковой крючок оружия с лазерной указкой, добивается точности и кучности направления луча при спуске (Рис. 3).
Когда начальный навык в приведения в базовую стойку и контроля положения оружия достигнут, вводятся небольшие перемещения для изменения положения тела после каждого нажатия на спусковой крючок. Например, отшагивания назад или в сторону. При этом снова появиться разброс попадания луча указки, который уменьшится через некоторое время тренировок.
Можно приступать к тренировкам с боевым патроном. Отдача оружия при выстреле сбивает первоначальную наводку, чего не происходит с лазерным тренажером. Поэтому не стоит огорчаться несоответствию первых результатов стрельбы ожидаемым. На время верните визуальный контроль выстрела и проведите серию тренировок в таком режиме. Точность и кучность улучшатся. После этого необходимо снять зрительный контроль результатов стрельбы и вернуться к «рассеянному» зрению. Кучность стрельбы контролируется инструктором и осмотром мишени после выполнении серии.
При достижении устойчивого навыка в принятии стойки и хвате оружия радиус рассеивания при стрельбе из пистолета будет не более 10-15 см на дистанции 6-8 метров. Стрельба из длинноствольного оружия дает еще большую кучность.
Стрельба из пистолета хватом двумя руками тренируется подобным образом и обычно усваивается быстрее, чем от бедра. Дистанцию стрельбы с этим хватом можно увеличить.
Стрельба из автомата отрабатывается тоже по данной методике, учитывая особенности хвата длинноствольного оружия.
В конце первого этапа отрабатывается управление огнем при помощи смещения таза описанное в статье Сергиенко «Система тактической стрельбы» «Братишка» июнь 2011 стр. 24. При отработке управления огнем и перемещения точки попадания на мишени необходимо учитывать, что увеличение дальности до мишени требует уменьшения амплитуды управляющих воздействий. Данный навык приобретается опытным путем в ходе тренировок.
Второй этап – освоение навыков перехода от стрельбы без визуального контроля к стрельбе с использованием зрения (Рис. 4). Задачей этого этапа является освоение стрелком быстрого перехода от одного вида стрельбы к другому. Отработка данного этапа начинается с тренировки следующих действий:
- извлечение пистолета из кобуры принятие базовой стойки с положением стрельбы от бедра;
- перехват оружия из положения от бедра в положение для стрельбы с двух рук без визуального контроля прицельных приспособлений;
- выведение пистолета из положения для стрельбы с двух рук без визуального контроля прицельных приспособлений на уровень глаз.
Стрелок становится к зеркалу и тренирует данные действия контролируя направление оружия. Когда при переходе от одного положения к другому оружие уверенно направляется в нужном направлении, переходят к тренировке с лазерным тренажёром. При этом точки попадания луча должны расположится как показано на Рис. 5 . При изготовке для стрельбы без контроля прицельных приспособлений, стрелок смотрит рассеянным взглядом, а при подъеме оружия на уровень глаз, концентрирует его на точке прицеливания (голова мишени). При переходе на стрельбу возможно ухудшение кучности и точности как на первом этапе. Этот недостаток также устраниться в ходе тренировки. По мере появления навыка постепенно увеличивается дистанция и меняется очередность положений стрельбы.
Особенностью тренировки второго этапа с длинноствольным оружием является наличие лишь одного положения для стрельбы без визуального контроля прицельных приспособлений. Из этого положения оружие поднимается на уровень глаз, и переводиться в одно из положений для стрельбы стоя. Действия при отработки второго этапа с длинноствольным оружием следующие:
- приведение оружия в изготовку для стрельбы от бедра в базовой стойке из различных положений (за спиной, на плече, на груди, в руках);
- перехват оружия из положения от бедра в положение для стрельбы стоя и обратно.
В остальном тренировка не отличается от действий с пистолетом.
Третий этап представляет собой тренировку в переносе огня (Рис. 6). Перенос огня при стрельбе без визуального контроля оружия и с контролем прицельных приспособлений имеет сходства и различия.
Общим является необходимость делать перенос быстро, останавливая оружия точно на цели и производя выстрел.
Разница заключается в том, что при стрельбе без визуального контроля оружия стрелок зрением получает информацию о положении цели, делает поворот корпуса на необходимый угол и осуществляет наведение оружия на цель по чувственному восприятию положения оружия в пространстве. При этом используется рассеянный взгляд.
При стрельбе с контролем прицельных приспособлений стрелок глазами находит цель, концентрируя на ней взгляд. После чего направляет на неё оружие и производит выстрел.
Чтобы освоить перенос огня без визуального контроля оружия стрелок становиться перед мишенями в базовую стойку с оружием в одном из положений для стрельбы без визуального контроля его положения. Мишеней должно быть от двух и более, но не превышать количество патронов в магазине используемого оружия. Затем поражает мишени в необходимом порядке. При переносе огня осуществляется разворот таза и стопы правой ноги, которые перемещают корпус и зафиксированное относительно него оружие на мишень. При необходимости делается шаг или отшаг какой либо из ног.
При отработке переноса с визуальным контролем прицельных приспособлений стрелок глазами обнаруживает цель и зрение концентрируется на ней. При необходимости делается поворот головы. После этого оружие по кратчайшей траектории направляется на цель и производиться выстрел, затем обнаруживается следующая цель и действие повторяется. При переносе огня нужно следить, чтобы оружие не опускалось вниз или не поднималось вверх, это задерживает время переноса огня и наведение оружия на цель. При больших углах переноса потребуется повернуть туловище и сделать небольшой шаг ногой в нужную сторону.
Для тренировки стрелок становиться перед мишенями в одну из стоек для стрельбы стоя. Мишени находятся на расстоянии от 7 до 15 метров. Их количество определяется как и в тренировке переноса огня без визуального контроля оружия. В начале тренировки стрелок отрабатывает действия без ведения огня, но с оружием в руках. Если позволяют условия освещённости можно использовать лазерный тренажер. Затем действия повторяются с использованием боевого патрона и реальным поражением мишеней.
После усвоения стрелком различных видов переноса огня тренируются переходы во время переноса от стрельбы без визуального контроля оружия к стрельбе с контролем прицельных приспособлений.
Четвертый этап заключается в освоения различных положений для стрельбы (Рис. 7). Находясь на огневом рубеже, стрелок принимает одно из описанных ранее положений и тренирует точность и кучность стрельбы, используя методики спортивной стрельбы на точность. При освоении положений с не основной стороны (обычно это левая сторона) результаты хуже чем с основной. Это естественная особенность организма. При длительных тренировках эта разница становится минимальной.
Есть особенности в освоении положений лежа на боку. Как ранее указывалось мушка будет повернута на 90 и находиться на боку. Если цель близко, а оружие центрального боя, особых затруднений в прицеливании не возникает (Рис. 8 А).При увеличении дальности стрельбы и использовании оружия пристреленного «под обрез» надо учитывать смещение точки прицеливания. Горизонтальное смещение будет всегда в сторону основания мушки (Рис. 8 Б). Смещение по вертикали зависит от траектории полёта пули и необходимо только при стрельбе на большие дальности (Рис. 8 В). В каждом случаи смещение точки индивидуально и для каждого вида оружия и легко находится опытным путем.
Стрельба лежа на спине в сторону головы делает мушку перевернутой (Рис. 9). Здесь также на близких дистанциях смещение не учитывается. При увеличении дистанции точка прицеливания смещается вверх мишени.
Пятый этап необходим для тренировки перемещений. На нем упор делается не на саму стрельбу, а на наработку быстроты и правильности перемещений. Поэтому большая часть тренировок, особенно в начале, должна проходить не на стрельбище или в тире, а на спортплощадке или спортзале. При этом лучше использовать макеты или учебное оружие.
Большую роль играет общефизическая подготовка стрелка, его ловкость, выносливость, скорость. Поэтому в разминочные занятия необходимо включать упражнения, подводящие к освоению перемещений. Это челночный бег, переползание на четвереньках и по пластунски на время, кувырки, падения, перекаты. Поскольку в системе СБОР огневая подготовка и рукопашный бой взаимоувязаны, параллельное освоение обеих дисциплин существенно повышает эффект обучения. При обучении необходимо добиться, чтобы последующее движение плавно проистекало из конечной фазы предыдущего. Важно чтобы вестибулярный аппарат позволял не только управлять своим телом, но и чувствовать положение оружия во время сложных перемещений.
Когда стрелок уверенно совершает различные перемещения, необходимо обучится ведению прицельного огня на выходе из перемещения в какое либо положение для стрельбы, а также непосредственно в ходе перемещений. Для этого на спортивной площадке или в спортзале располагают несколько мишеней (Рис. 10). Задача стрелка в ходе перемещений принимать различные положения для стрельбы, быстро наводить оружие на мишень, производить имитацию выстрела. Эти действия тренируются с учебным или боевым незаряженным оружием. В завершении этих действий тренировка проводится с лазерным тренажером.
Только после усвоения перемещений и уверенных действий с лазерным тренажером, стрелок допускается к работе на стрельбище или в тире со стрельбой боевым патроном.
Завершающая стадия этапа предполагает разумную импровизацию как в размещении мишеней так и в порядке совершения перемещений в ходе их поражения стрелком.
Шестой этап включает в себя решение комплексных огневых задач. На этом этапе, закрепляется и совершенствуется процесс непосредственного управления стрельбой на уровне подсознания. Комплексные огневые задачи используются для поддержания навыков в повседневной деятельности после окончания подготовки.
Содержание комплексных огневых задач определяется характером задач, для выполнения которых готовятся обучаемые, и должны быть максимально приближены к наиболее типичным ситуациям, в которых возникает необходимость использования оружия. Поэтому, в отличие от предыдущих этапов направленных на закрепление и совершенствование определённых навыков, комплексные огневые задачи должны разрабатываться руководителем подготовки и служить рациональному синтезу стрелком всего изученного ранее.
При выполнении стрелком комплексной задачи необходимо стремиться к максимальному улучшению трех показателей: точность, скрытность, скорость. Мишени располагаются на разной дистанции, а на вероятных рубежах открытия по ним огня находятся различные укрытия.
Во время выполнения упражнений комплексной огневой задачи стрелок должен двигаться, контролируя положение оружия, максимально быстро, как можно меньше находясь в секторе возможного поражения противником с точностью поражая мишени. Необходимость смены магазинов является обязательным условием.
В итоге стрелок задействует не только полученные навыки, физические возможности, но и интеллект. Именно взаимодействие этих компонентов дает эффект позволяющий перейти стрелку на качественно новый уровень возможностей в огневом контакте.
И последняя рекомендация! При изучении системы СБОР относитесь ко всему с умеренной долей критики и юмора. Помните русскую пословицу: «Заставь дурака богу молиться, так он и лоб расшибёт!» Никакого фанатизма и неприятия нового. Держите разум открытым, после освоения базового уровня стрельбы по системе СБОР, попробуйте упражнения из методики А. Петрова, изучите рекомендации известного российского мастера практической стрельбы В. Крючина, вы обязательно найдете там что-то полезное для себя.